Время для классики: VII Международный конкурс молодых музыкантов-исполнителей

Каждые два года в начале апреля Дальневосточная Государственная Академия Искусств полна музыкой больше, чем когда-либо. Молодые музыканты репетируют даже ночью, а конкурсные прослушивания идут с утра до вечера одновременно в нескольких местах. «Владивосток-3000» оказался в этом музыкальном вихре и поговорил с участниками и членами жюри конкурса «Музыкальный Владивосток-2012».

 

Алла Смородинова, проректор по международным связям и инновационной деятельности ДВГАИ

«Академия Искусств была образована в 1962 году и для того, чтобы поступить сюда, необходимо было закончить музыкальную школу и училище. Поэтому в 1968 году родился так называемый смотр-конкурс музыкальных училищ дальневосточного региона. Это было как совместное обучение кадров: методическая помощь, круглые столы — от самых маленьких до самых старших. К 1999 году, когда уже был открыт железный занавес и распался Советский союз, конкурс «Музыкальный Владивосток» автоматически приобрел статус международного — в нем начали принимать участие музыканты из Китая, Японии, Кореи.
Мы держим высокую планку академического искусства — на Дальнем Востоке это единственный конкурс такого масштаба. В качестве жюри приглашены известные музыканты высочайшего уровня, которые дают мастер-классы и выступают, то есть мы выполняем еще и образовательную функцию. Наша задача — сохранить культуру классической музыки и вырастить тех, кто будет делать это после нас. Неважно, у нас они будут учиться или в Москве, главное — сохранение этой культурной среды, ведь это практически генофонд нации».

 

 

Сюда приехали самые лучшие — чтобы пообщаться, набраться опыта, показать свое мастерство. На каждом этаже академии, в каждом коридоре участники репетировали в долгом ожидании своей очереди выступления.


 

Леонид, Новосибирск, старшая группа
Специальность: струнные инструменты (скрипка)
Время подготовки к конкурсу: 6 месяцев
Время выступления: 30 минут


«На этом конкурсе я первый раз, меня отправил преподаватель. В вашем городе я всего три дня, но мне очень нравится, особенно его сопки. Многое здесь лишено смысла, но само по себе красиво».


Софья, Якутск, старшая группа
Специальность: хоровое дирижирование
Время подготовки к конкурсу: 4 месяца
Время выступления: 5–10 минут


«Хоровое дирижирование — это когда тебе дают четыре произведения, ты досконально их изучаешь, а на конкурсе выбираешь одно с помощью жеребьевки, и его должен спеть хор, которым ты дирижируешь. Я уже участвовала в этом конкурсе в прошлый раз, только как пианистка».


 

Xing Lin Jiang, Пекин, преподаватель
Специальность: духовые
Время подготовки учеников к конкурсу: 3 месяца
Время выступления каждого ученика: 15–20 минут

«Очень хочется успеть посмотреть ваш город!»


Многим выступающим необходим концертмейстер (пианист-аккомпаниатор), и для ребят из Академии уже не первый год им является Баир Малышев.

«Подготовка участников проходит в процессе обучения — то, что лучше всего получается в учебной программе, ученики берут в программу конкурсную. Старшие часто обращаются к уже изученным произведениям. За последнее время конкурс очень расширился, он становится популярным — больше стало приезжать участников из Китая, Монголии. Это радует».


 

Михаил, Владивосток, старшая группа
Специальность: народные инструменты (гитара)
Время подготовки к конкурсу: 7 месяцев
Время выступления: 20 минут


«Такие конкурсы нужны, чтобы повышать свое мастерство — я участвую не впервые, в прошлый раз выступал в номинации «Ансамбли». Сейчас пока надеюсь пройти во второй тур».


 

Changhai Wang, Пекин, преподаватель
Специальность: струнные, скрипка
Время подготовки ученика к конкурсу: 5 месяцев
Время выступления: 15–20 минут


«Мы принимаем участие во многих конкурсах — вот буквально завтра едем на следующий, в Санкт-Петербург».


 

Станислав, Чита, средняя группа
Специальность: народные инструменты (баян)
Время подготовки к конкурсу: 6 месяцев
Время выступления: 40 минут


«В прошлый раз здесь я стал лауреатом в номинации «Солисты» — и приехал еще раз. Инициатором поездки был, как и у многих, преподаватель. Это уже не первый мой конкурс, с окончанием музыкальной школы участие в них принимаешь все чаще».

 

Председателями жюри по всем специальностям были известнейшие музыканты: профессора, виртуозы, композиторы. Большинство из них давали мастер-классы, общались с участниками, передавали свой опыт.

 

Александр Цыганков, домрист, композитор, профессор РАМ им. Гнесиных (Москва), председатель жюри отделения народных инструментов

«По количеству представителей школ (фортепианная, вокальная и т.д.) этот конкурс можно сравнить с конкурсом Чайковского, но вообще он уникален. Уровень участников высокий, больших срывов во время исполнения почти не случается — видно, что сюда едут сильные молодые музыканты. Правда, тем, кто из Владивостока, сложно с развитием — симфонический оркестр, визитная карточка города, переживает трудности. Хотелось бы, чтобы этому уделялось больше внимания».

 


 

 

 

ЛАУРЕАТЫ конкурса «Музыкальный Владивосток-2012»

Семен Ярошевич, скрипач, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Академии Музыки им. Рубина (Тель-Авив), председатель жюри отделения струнных инструментов

«В этот раз было много участников из Пекина, это очень похвально для конкурса. Были две девочки из Новосибирска — высший класс для любого международного конкурса, когда приезжают такие участники, это пример для остальных.
Если сравнивать, наши музыканты играют выразительнее, а у китайцев, допустим, больше упора на технику. Но это вопрос времени — китайская школа развивается, на таких конкурсах они приобретают необходимый опыт.
Русская скрипичная школа одна из лучших в мире, в том числе и здесь, на Дальнем Востоке. А ведь когда полвека назад я сюда приехал, здесь не было скрипичных классов вообще, даже в училище. И мы это делали, десять лет минимум. Для этого уши должны быть как у осла — такие большие, все время слушать: как там, а тут как? Ну, что-то сделали, как видите».

Текст: Мария Саванкова. Фото: Алексей Зайцев

Orphus system