Виктор Шалай: Культурная журналистика или помоги себе сам

13 апреля пройдет семинар-тренинг Сергея Майорова для региональных журналистов. Директор Музея имени В.К. Арсеньева Виктор Шалай рассказал «Владивостоку-3000» о своих ожиданиях от мастер-класса известного телеведущего и о том, почему именно Музей выступил организатором этого события.

— Какова основная цель приезда Сергея Майорова во Владивосток?

— Основная цель приезда Сергея Анатольевича Майорова — это, конечно, проведение семинара-тренинга «Люди. События. Явления» для практикующих и начинающих журналистов Владивостока. К нам приезжает удивительный человек и редкий профессионал, для которого страна — это единое, ресурсное, содержательное пространство с уникальными людьми. Его способность видеть истории и рассказывать их телезрителям — это не только талант, но и опыт, знания, особое понимание профессии, которыми он всегда щедро делится с другими.

Сергей Майоров собрал вокруг себя одну из самых профессиональных команд на отечественном телевидении, которая творит качественные, интересные и, позволю себе такое слово, Добрые проекты. И несмотря на то, что услышав имя Сергея Майорова, большинство телезрителей вспомнят в первую очередь «Истории в деталях», его особый профессиональный почерк при внимательном рассмотрении виден во множестве других проектов, которые продюсерская компания «ИВД Продакшн» делает для таких телеканалов, как «СТС» и «Домашний». И, если позволите, проекты эти — чуть ли не единственная альтернатива шаблонным, поверхностным и зачастую некорректным по отношению к зрителю проектам, которые в изобилии производятся сегодня на нашем телевидении.

— Почему именно Музей имени В.К. Арсеньева выступил организатором семинара, зачем это нужно вам как директору?

Музей имени В.К. Арсеньева — одна из крупнейших культурных площадок на Дальнем Востоке, которая вместе с собратьями по «цеху» (театрами, библиотеками, галереями) производит огромное количество событий в своей области. Мы заинтересованы в том, чтобы эти события были распознаны, осмыслены и представлены людям в содержательных журналистских материалах. Потому что именно журналисты служат проводниками нашей деятельности к жителям страны, города, края, для которых, собственно, тот самый культурный продукт мы и создаём. Но такая уж реальность у нас — политика, экономика, социальная сфера по понятным, в общем-то, причинам прочно заняли свое лидирующее место в системе профессиональных приоритетов для работников СМИ. И дело не в том, что до культуры «руки не всегда доходят», проблема в том, что когда «доходят» — тех, кто может создать глубокий, не клишированный материал, на поверку оказывается, не так уж и много.

Катастрофически меньше, чем по-настоящему интересных, важных для людей явлений, многие из которых так и остаются недоступными для большинства. Потому что снимать и писать о них мы немножечко разучились. Понимая это как серьезную проблему, мы создаем возможность для профессионального журналистского сообщества ситуацию выправить. И если этот эксперимент окажется успешным и мы получим адекватную обратную связь от журналистов, то мы продолжим дальше уже с другими тренерами, но на ту же тему. Можно считать этот семинар прагматичным и взрослым шагом от сферы культуры, которая может не только видеть проблемы, но и предпринимает действия для их решения.

Была одно время такая передача на постсоветском телевидении — «Помоги себе сам». Если ее название считать метафорой — то она вполне подходит для того, чтобы коротко и емко объяснить, как мы понимаем то, что делаем.

Текст: Елена Белова. Фото: Геннадий Анегин

Orphus system