Молодые педагоги: Учитель русского языка и литературы Мария Пустобаева

24-летняя Мария Пустобаева учится в аспирантуре по специальности «Русская филология» и уже четвертый год преподает в частной школе. «Владивосток-3000» спросил молодого учителя об особенностях работы в таком учебном заведении.

— Как вы поняли, что хотите стать учителем?

— Моя мама много лет работает учителем в общеобразовательной школе. Глядя на хороших педагогов, я и потянулась к этой профессии. Около семи лет я работала вожатой в детских оздоровительных лагерях, параллельно пробуя себя в детских садах именно в качестве
педагога — человека, который может чему-то научить. Изначально я преподавала английский язык, позже — русский. А на пятом курсе университета мне предложили работать в Азиатско-Тихоокеанской школе.

— Как устроена работа частной школы?

— При поступлении ребята проходят собеседование. Это делается для того, чтобы выяснить уровень их запросов, готовность работать в формате школы. Если ребенок не мотивирован на обучение, не знает, чего хочет, то его, скорее всего, не возьмут. Мы работаем по Госстандарту, но и есть ряд предметов по развивающему обучению. У нас ребята активно включают собственное мышление за счет заданий, направленных на формирование навыков сравнения, классификации, анализа и многих других вещей.

Также некоторые дисциплины проходят в формате погружения. Например, наши школьники изучают литературу не четверть, а всего две недели. Вместо того чтобы встречаться с ребятами раз или два в неделю и долго «тянуть» одно произведение, мы изучаем его за короткое время. Каждую неделю в расписании есть постоянные дисциплины: русский язык, математика, история, английский, и к ним добавляется «предмет по погружению». На одной неделе это, предположим, литература, на другой — география, на следующей — биология.

— Каков ваш взгляд на систему образования? Что вы считаете необходимым изменить?

— Сейчас происходит много принципиальных изменений в подходе к образованию. Весь XX век образование в России было «знаниевым» — ключевым пунктом на выходе из школы было то, что человек знал определенные вещи. Но сегодня переходят на стандарты компетентностного подхода. Это значит, что человек должен обладать определенным набором навыков, компетенций, которые более важны в жизни, чем просто знания. И если задуманное будет реализовано в полной степени, то ситуация в образовании кардинально изменится к лучшему.

Азиатско-
Тихоокеанская
школа работает
уже более 15 лет.
Сейчас это 6 старших
классов, где ребят
знакомят с теми вещами, которые обычно не преподают
в школе: толерантности, самоопределению,
управлению собой.
Большое внимание здесь уделяется проектной
деятельности: детей учат грамотно ставить задачи и получать
запланированные результаты

— Как вы думаете, что сейчас больше всего влияет на школьников?

— Мало что с годами изменилось — сильнее всего влияют на ребят родители. По многим ученикам видно, сколько было вложено сил в их взросление, становление, и это сильно отражается на их дальнейшей жизни, работоспособности, настрое, мотивации. Таким образом, позиция родителей читается в любом действии ребенка.

Изменение окружающего информационного пространства не влияет на возрастные психологические особенности. Поиск идеала, ориентира, формирование ценностей, духовные искания — все это происходит, как и прежде, поэтому меняются лишь средства. Кроме того, мы призываем детей мыслить не шаблонно, пользоваться собственным умом, учиться принимать самостоятельные решения. Главный принцип — ничего не навязывать, инициатива должна исходить от ребенка.

— Какие книги из школьной программы вы считаете ключевыми для развития ребенка?

— Конечно, в каждом тексте мы стараемся выделить что-то наиболее актуальное в наше время. Каждый год ребята реагируют на произведения по-разному, меняется то, что для учеников кажется самым значимым. И совершенно непредсказуемо, какое произведение в этом году ответит на вопросы, которые дети задают в своей голове. Это зависит от уровня развития каждого ребенка индивидуально и от уровня развития группы. Поэтому мне сложно выделить одну или несколько книг, которые могли бы максимально повлиять на ребенка в том или ином возрасте. В школе мы считаем очень важным для целостного восприятия показать преемственность литературного потока с древнейших времен до наших дней. Поэтому если бы я меняла что-то в программе, я бы как раз добавила вот эту системность в изучении литературы.

— Каким вы видите свой дальнейший путь в профессии?

— Здесь нужно вернуться к еще нескольким особенностям нашей школы: помимо реализации Госстандарта школа работает по программе управленческой подготовки. Это программа представляет собой комплекс событий, направленных на формирование управленческих компетенций и развитие личностных качеств. Например, каждую четверть наряду с уроками в расписание добавляется так называемая «образовательная услуга» — в ее рамках ребята приобретают навык работы с определенным «инструментом», который они могут использовать как в предметной деятельности, так и в любой другой. Такими «инструментами» могут быть алгоритмы интерпретации или проведения исследования. Также в школе существует формат управленческих сессий, на которых ребята в рамках обозначенной темы встречаются с интересными гостями, говорят об актуальных проблемах, участвуют в тренингах. Кроме того, каждую неделю проходят free talk'и — встречи, где дети обсуждают наиболее интересную для них тему недели, причем тема выбирается ими самими, а не навязывается педагогами. Получается, что мое развитие как педагога возможно по самым разным направлениям. Я могу не только вести русский язык и литературу, но и включаться в качестве организатора или участника в любую из существующих форм работы.

— Не секрет, что сегодня в школу идет работать мало молодых учителей. Что вы могли бы предложить для изменения этой ситуации?

— Недавно я узнала о результатах исследования как раз на эту тему. Оказалось, что для молодых специалистов в сфере образования на первом месте стоит даже не денежный вопрос, а вопрос коллектива. Коллектив должен быть доброжелательным, динамичным и стремящимся к развитию. Второй момент — это возможность развития как педагога. В любой компании подразумевается карьерный рост, в школе он зачастую невозможен, однако в идеале я как учитель должна иметь возможность не только вести русский язык, но и наращивать свой опыт за счет другой работы, например планировать школьные события в непредметной области. Это не ступенька в карьере, просто так с позиции педагога я перехожу на позицию управленца, что крайне полезно для моего развития в целом. Ну а материальный вопрос, что показательно, стоит лишь на третьем месте.

Интервью: Ульяна Ужва. Фото: Анастасия Сивкова

Orphus system