Молодые педагоги: Учитель биологии Екатерина Лопаткина

22-летняя Екатерина Лопаткина преподает биологию в гимназии № 1 и создает свои собственные учебные пособия, чтобы заинтересовать школьников.


О династии

Я с детства мечтала стать учителем. Воспитывалась в преподавательской семье, где мама —учитель, позднее стала учителем сестра. У нас целая педагогическая династия, я в ней 14-я. Окончив школу, уже знала, куда буду поступать — в Московский педагогический государственный университет. Так сложилось, что после его окончания я переехала во Владивосток, живу здесь уже год.

Во Владивостоке я обратилась в Управление образования администрации города и сказала, что хочу работать в школе. Мне порекомендовали гимназию №1, ведь здесь, начиная с восьмого класса, ребята поступают в профильные классы. Один из них — химико-биологический.

Об учениках

В прошлом учебном году я вела уроки у классов с пятого по восьмой. В этом году мне, возможно, достанутся и девятые классы.

Каждый ребенок — индивидуален, к нему нужен особый подход. Мои ученики настроены на общение и диалог. Бывают трудности, связанные с тем, что ребята в этом возрасте борются за лидерство, хотят проявить себя на фоне других. Когда это происходит на уроке, моя задача — правильно расставить акценты. Подчеркнуть, что это урок, и сейчас нужно уделить внимание знаниям, а межличностные отношения оставить за дверью класса.

Гимназия № 1 — одно из старейших учебных заведений Владивостока. Впервые была открыта 12 октября 1902 года как женская прогимназия в доме Панова, на Прудовой улице (сейчас улица Петра Великого).

Сложнее работать с шестыми классами, так как этот возраст — переходный. Они еще не взрослые, но уже и не маленькие. Пятые классы смотрят на учителя с открытыми глазами, они готовы узнавать что-то новое. На любой мой вопрос, как говорится, «лес рук». В седьмом классе ребята уже достаточно взрослые, они готовятся к поступлению в профильные классы. А вот шестиклассники могут и пошалить, и побыть серьезными. Поэтому с ними достаточно трудно работать.

О компьютеризации подростков

Увлечение телефонами и компьютерами подростки успешно совмещают с поиском информации в интернете для подготовки докладов. В гимназии с начальных классов ребята начинают выполнять небольшие научные проекты, исследовательские работы. Их нацеливают на получение знаний самостоятельно. Они делают небольшие опыты, проводят эксперименты. Многие в качестве предмета для научных работ выбрали биологию. Наблюдали за домашними животными, а ученик пятого класса даже выделял ДНК.

Могу сказать, что современное поколение очень интересуется чем-то новым, хочет получать знания, и, несмотря на всю эту компьютеризацию, они не потеряли желание добиваться чего-то своим трудом.


В гимназии ребята «избалованы» молодыми учителями. Средний возраст преподавателей 35—37 лет. Это намного ниже, чем в среднем по городу, где этот уровень доходит до 64 лет.


О молодых учителях

В гимназии ребята «избалованы» молодыми учителями. Средний возраст преподавателей 35—37 лет. Это намного ниже, чем в среднем по городу, где этот уровень доходит до 64 лет. Поэтому для гимназистов молодой учитель не является чем-то необычным. Но когда я проводила урок в другой школе, увидела, что там ребята чуть ли не впервые столкнулись с молодым преподавателем. Я чувствовала неожиданность и волнение с их стороны.

В прошлом году я участвовала и победила в конкурсе молодых специалистов среди учителей Владивостока. Было интересно, какие разработки предлагают мои коллеги. Нас объединяет очень многое — и дети, и современные методы преподавания, которые необходимо внедрять. Возникает много схожих трудностей. Во время конкурса было очень интересно пообщаться и понаблюдать за тем, как работают другие учителя.

Страницы истории гимназии №1 во Владивостоке

О собственных ноу-хау

В прошлом учебном году я разработала учебное пособие по одному из разделов курса «Анатомия человека» — «Кровь и кровообращение». Когда я училась в школе и институте, понимала, что это достаточно трудная тема с большим количеством терминов. Чтобы ребята хорошо усвоили материал, его нужно преподнести необычным образом. Проанализировав разные учебники, я поняла, что читать их не очень интересно. Картинки неяркие, подписи к ним не всегда понятные, поэтому у детей возникают трудности. Решила предложить свой вариант учебного пособия. Сделав свой печатный мини-учебник, пользовалась им на уроках. Опрос, который я провела в конце года, показал: восьмиклассники отметили, что изучение этого раздела им понравилось больше всего.

К новому учебному году готовлю другие изобретения — например, электронное учебное пособие, которое заинтересует моих учеников не только на уроке, но и дома при выполнении упражнений и тестовых заданий. Они все равно приходят домой и включают компьютер. Может быть, вместо того, чтобы зайти в социальную сеть или поиграть в игры, они сделают несколько упражнений по биологии. Или у них проснется интерес почитать об этом дополнительно. К тому же, в гимназии очень поддерживают такие инициативы.


Как только на занятиях есть микроскоп, интерес к уроку возрастает. Каждый хочет посмотреть стрекозу или паука с волосками на лапках.


Я стремлюсь развиваться как педагог, получать новые знания о методиках обучения и реализовывать их в ходе своей работы. Интересно использовать на практике теоретические разработки и наблюдать, как это воспринимается в классе. Очень приятно, когда мои ученики побеждают в конкурсах, конференциях. Понимаю, что работала не зря.

Ребятам практическая работа нравится больше, чем теория. Как только на занятиях есть микроскоп, интерес к уроку возрастает. Каждый хочет посмотреть стрекозу или паука с волосками на лапках. В пятых классах я часто провожу конкурсы среди ребят, потому что в этом возрасте им нравится соревноваться. Они писали сочинения на тему «Если бы я жил на другой планете», «За 80 дней вокруг света». Лучшие работы награждала грамотами, подписанными директором школы. Стараюсь придумывать такие конкурсы чаще, чтобы детям не было скучно.

О коллегах

Коллеги у меня очень хорошие, у нас нет противоречий. Более опытные учителя давали мне много советов. Но, главный из них — быть самой собой на уроке, не строить из себя другого человека. Нужно общаться с детьми, но при этом показывать, что я — педагог, а он — ребенок. Ведь разница в возрасте у нас не слишком большая, особенно с ребятами постарше. Но они должны понимать, что с ними говорит учитель, а не их сверстник. Судя по моим наблюдениям, у меня это получается.


Были годы, когда выпускники педагогических вузов практически не шли работать в школу. Но в моем выпуске 90 % отправились работать по специальности.


О престижности профессии

Были годы, когда выпускники педагогических вузов практически не шли работать в школу. Но в моем выпуске 90 % отправились работать по специальности. А вот новые знакомые во Владивостоке немного удивляются, что я учитель.

Сказать, что сегодня профессия учителя непрестижная, я не могу. Учитель и врач — те профессии, без которых испокон веков нельзя обойтись. Несмотря на сложности в политической ситуации и экономические проблемы, кто-то должен лечить и учить. Без этого страна просто не сможет развиваться. Сейчас правительство это осознало и поддерживает нас. Во Владивостоке, например, действует программа «Привлечение молодых специалистов в сферу образования», за счет которой есть надбавки к зарплате. И идея проведения общегородских конкурсов среди молодых специалистов способствует тому, что, приходя в школу, у тебя есть возможность развиваться.


Текст: Евгения Варакина. Фото: Митя Кузьменко

Orphus system