Событие: Княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова во Владивостоке

В феврале княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова провела интересную встречу с учениками гимназии №1 и представителями руководств школ города. О том, какие советы она дала школьникам, и о чем ее спрашивали взрослые — в нашем материале.


Ольга Николаевна Куликовская-Романова приехала из Канады во Владивосток с выставкой «Акварели Великой княгини Ольги Александровны Романовой». Ольга Николаевна возглавляет Благотворительный фонд имени Ее Императорского Высочества Великой княгини Ольги Александровны, которая по родству приходится ей свекровью, и ведет масштабную просветительскую работу.

Ольга Куликовская-Романова является вдовой Тихона Николаевича Куликовского-Романова — родного племянника Николая II. Тихон Николаевич был последним представителем Дома Романовых, рожденным еще при жизни Царской семьи в августе 1917 года.

В своем выступлении Ольга Куликовская-Романова делала акцент на включении православной культуры в процесс обучения детей. Рассказывала о преимуществах закрытого и раздельного обучения мальчиков и девочек.

— В кадетских корпусах воспитывался воин, любящий всей душой Родину своих предков, беззаветно ей преданный и готовый за веру, царя и Отечество «положить живот свой». Задачей же институтов Благородных девиц было воспитать из девочки женщину-мать, способную в детях своих обеспечить будущее Родины.

Ольга Куликовская-Романова сама обучалась в учебном заведении такого типа — Мариинском Донском институте, и с удовольствием рассказала, как складывался учебный процесс там.

— Распорядок дня был таким: мы вставали, совершали утренний туалет и шли классом на молитву. Кланялись батюшке, делали реверанс директрисе и отправлялись на завтрак, который был всегда очень скромным, а после него сразу шли в классы. Занятия продолжались до часу дня, после них пять минут нам давали на то, чтобы привести себя в порядок перед обедом. Он тоже был очень скромным: суп или борщ и второе. Сладкое давали лишь по воскресеньям.

Потом мы шли гулять под присмотром воспитательницы, ходили на пруды, собирали там цветы, оставляли в дупле дерева послания мальчишкам: они уже знали, где их забирать. Возвращались в институт, пили чай с кусочком хлеба  и шли в классные комнаты готовить уроки. В десять часов надо было идти спать. А в шесть часов утра — снова подъем.

Ольга Николаевна поделилась своими мыслями по поводу настоящего и будущего положения России.

— Увы, ныне наше Отечество переживает трудные годы. И дело даже не в экономических и политических проблемах. Самый страшный кризис — это падение духа. Но Россия жива. Вижу много людей, которые всерьез озабочены положением нашей страны, вижу эти настроения у молодежи. От молодых во многом зависит грядущее нашей России. Верю, что ее ждет возрождение и славное будущее.

Аудиторию школьников больше заинтересовала жизнь Ольги Николаевны, нравы прошлого времени.

Дарья (школьница): Как в ваше время проводили свадебный ритуал?

Ольга Куликовская-Романова: Если вы говорите о венчании, которое несет в себе очень глубокий смысл, то к нему надо было готовиться, знать молитвы. Девственница может носить фату и платье белого цвета. Не особенно невинной девушке полагается одевать светло-розовые, светло-голубые тона, беж.

Жених и невеста приезжают в храм по отдельности, с ними кумовья, родители. Была такая традиция: если случайно жених не придет, то кум должен на ней жениться, правда, ни одного такого примера я не знаю (смеется).

Маша (школьница): Вы столько путешествовали, жили в разных местах, сколько языков знаете?

Ольга Куликовская-Романова: Семь: русский, французский, немецкий, испанский, английский, сербский, итальянский. И сейчас учу японский.

Анна (школьница): Почему вы решили заняться выставкой?

Ольга Куликовская-Романова: У нас дома скопилось большое количество работ княгини Ольги Александровны: что-то висело на стенах, что-то пылилось в шкафу. Мы давно собирались устроить выставку, но когда я приехала в 1991 году первый раз в Россию, я больше думала о том, что вообще происходит в стране, вернусь ли я обратно. Я организовала благотворительный фонд, мы собирали медицинское оборудование. А потом начала уже собирать акварели: кто-то мне их присылал из Австралии, какие-то я находила в антикварных лавках, так и образовалась коллекция, которую я привезла сюда.

Дарья (школьница): Как во времена вашей молодости складывались отношения между парнями и девушками?

Ольга Куликовская-Романова: Вы знаете, когда я в первый раз поцеловалась, то думала, что уже забеременела (смеется). Конечно, были кафе, были летние лагери, где мы сидели, пели песни у костра, мальчишки шалили. Но это все был какой-то невинный трепет. Мы сдерживали себя.

Игорь (школьник): Вы говорили о возрождении России, возрождении нравственности. Как, по вашему мнению, это можно сделать?

Ольга Куликовская-Романова: Будущее — за молодежью, и именно от того, как молодые люди воспитаны, какие идеалы в них заложены, как они будут складывать свои семьи, и зависит возрождение России. Могу точно сказать, что в закрытых учебных заведениях, в каком обучалась и я, закладывались правильные идеалы, воспитывались правильные ценности. Так что я считаю, эту традицию надо возрождать.

А вот представители дирекций школ интересовались темами образования и обратили большое внимание на саму выставку.

Наталья (завуч гимназии №1): Что больше всего запомнилось со времени вашей учебы?

Ольга Куликовская-Романова: Много всего вспоминается. У нас был профессор по истории, очень строгий, и у него была собака Бобик. И вот мы с девочками решили устроить Бобику день рождения, купили ему сосисок, вложили бумажку с поздравлением. На следующий день пришел профессор с коробкой конфет «от Бобика», на которую ушло чуть ли не все его жалование. Я до сей поры помню то чувство стыда от того, какую глупость мы совершили.

Елена (директор лицея №41): На ваш взгляд, чего не хватает нашему образованию?

Ольга Куликовская-Романова: Сейчас в России в приоритете материальные ценности. Все ориентируются на Запад, но мы должны обрести свои, более духовные идеалы. В основе нескольких поколений лежит ложь: все привыкли быть «нормальными», никто не хочет выделяться, люди боятся радоваться жизни. Нужно помогать ученикам обретать внутри себя покой и радость.

Елена (преподаватель гимназии №1): Акварели на представленной выставке очень светлые, добрые. Можно ли то же самое сказать об их авторе?

Ольга Куликовская-Романова: У Великой княгини Ольги Александровны была очень тяжелая жизнь, тяжелое детство. Но ее воспитали так, чтобы она думала не о себе, а о других, и старалась дарить окружающим все самое доброе, самое светлое, и сама к этому стремилась. Это качество и выразилось в ее картинах.


Текст: Анастасия Ярошенко. Фото: Vita.

Orphus system