Выход в город: Архитектурный стрит-арт Concrete Jungle (ОБЗОР ПРОЕКТОВ)

Команда Concrete Jungle уже пять лет облагораживает объекты городской среды приморской столицы. «Владивостоку-3000» ребята рассказали истории создания самых ярких проектов, о работе в Нью-Йорке и о своих арт-объектах на территории новой набережной Цесаревича.


Команда из Владивостока Concrete Jungle (в переводе с англ. — «бетонные джунгли») занимается созданием монументальной росписи, объектов искусства, проектированием и производством малых архитектурных форм и интерьеров. Работа ведется как над частными, так и над муниципальными проектами. По словам Concrete Jungle, они работают на стыке изобразительного искусства, дизайна и архитектуры. В июне 2012 года Феликс Машков и Вадим Герасименко создали проект «Пуща» в Нью-Йорке, поехав по программе для художников CEC Arts Link.

 

Вадим Герасименко (25 лет)
Владивостокское художественное училище, заканчивает кафедру графического дизайна в ДВФУ. Дипломный проект: «Брендирование мастерской городского дизайна и архитектуры Concrete Jungle».

Феликс Машков (23 года)
Факультет архитектуры ДВФУ, продолжает обучение в магистратуре. Дипломный проект: «Общественный центр в 64 микрорайоне города Владивостока».


Проект «9 мая»

 

Адрес: ул. Алеутская, 17
Год создания: 2007 год
Время работы: 2 недели

Работа выполнена еще не в рамках проекта Concrete Jungle, поэтому основной идеей было сделать что-нибудь новое и необычное, имея в запасах материалы для работы. Тема Великой Отечественной войны была выбрана в преддверии 9 мая как попытка раскрыть достойную тематику. Чтобы сделать картину, заключенную в буквы, мы сначала обклеили стену скотчем, затем поверх него нарисовали сюжет. В итоге получилось послание с символической фигурой дедушки-фронтовика.

Большую лестницу, необходимую для работы, мы нашли в художественном училище. Приходилось ежедневно носить ее оттуда до места работы буквально на себе. Уже в процессе создания проекта опасались претензий со стороны Фрунзенского РУВД, находящегося неподалеку, однако нас спас контекст работы: против патриотического граффити они ничего не имели против.

 Проект «9 мая» — первая работа, где мы задумались о применении элементов дизайна и шрифтов.


Проект «Птицы»

 

Адрес: Океанский проспект, 90
Год создания: 2009 год
Время работы: 1 неделя

Когда поступил заказ на проект, мы интересовались объемными граффити (так называемый стиль 3D) и искали пути перевода граффити в графику. Структура рисунка была выбрана из композиционных соображений: длинную поверхность лучше заполнять горизонтальными элементами. Заказ поступил от жителя близлежащего дома, который попросил сделать что-то со стеной около детской площадки — раньше стена была полностью покрыта разнородными граффити.

Когда мы снимали видео процесса создания объекта, вокруг было много детей. Они поняли, что камера снимает каждые 15 секунд, выжидали момент и фотографировались, пока мы рисовали. Это добавило изюминку в проект.

При работе с настенной графикой важен подбор удобных кистей. Далеко не все художественные кисточки подходят для этого, поэтому сейчас мы используем китайский нейлон, позволяющий проводить длинные, аккуратные линии.

Проект «Киты»

 

Адрес: проспект 100 лет Владивостоку, 145а
Год создания: 2011 год
Время работы: 4 недели

На такой масштабный проект нас вдохновил фильм «Океаны», где в документальном формате показана жизнь морских обитателей, в том числе китов. Чтобы силуэты млекопитающих не выглядели пустыми, мы снова воспользовались техникой заполнения рисунка в 3D, когда взгляд уходит вглубь картинки.

Сложность заключалась в выполнении растяжек и переходов цвета: чтобы закрасить одну деталь градиента, приходилось заклеивать газетами всю оставшуюся часть объекта и только после этого наносить краску распылителем. Работать можно было лишь при ясной погоде и слабом ветре. Для подключения компрессоров с краской к электрической сети провод приходилось тянуть из соседнего дома каждое утро. Чтобы видеть картину целиком и оценить ход работы, приходилось по двадцать раз за день спускаться вниз и перебегать на другую сторону дороги.

Немногие знают, но киты нарисованы в реальных пропорциях. В работе мы изобразили кашалота, горбатого, голубого и серого китов. Размер некоторых силуэтов доходит до 25 метров в длину.

Проект «Жители переулка»

 

Адрес: ул. Лазо, 8
Год создания: 2011 год
Время работы: 1 неделя

В данной работе мы отталкивались от типа поверхности и ее структуры. Между бетонными блоками были огромные зазоры, не позволяющие нарисовать цельную картину, поэтому мы, взяв за основу дверь в подстанцию, решили создать на стене дом с обитателями соседних заведений. Часть бюджета взял на себя салон красоты, поэтому в верхнем углу мы нарисовали девушек, наводящих марафет. Весь материал, за исключением фанеры, найден на свалках. Объект гармонично вписался в переулок и виден даже из Театра имени Горького.

Сложности были с монтажом конструкций: ставни, рамы и изображения жителей дома — единое панно, поэтому поднимать их приходить с помощью веревок, а крепить анкерными болтами.

В одном из окон мы решили изобразить Феликса и его девушку Настю. В руках они держат чашки кофе, так как предложенное заказчиком вино противоречит нашим правилам здорового образа жизни.

Проект «Пресс»

 

Адрес: ул. Светланская, 29 (Студия танцев Barrio Latino)
Год создания: 2012 год
Время работы: 2 недели и 3 дня

Общую картину задала колонна, разделяющая стену на два участка. Мы хотели интегрировать рисунок в общее пространство, поэтому оставили стену белой, изобразив стилизованные русские автомобили, сложенные друг на друга, как книги на полке. К тому же, мы работали в студии танцев, поэтому добавили элементы латинской культуры — маракасы и несколько ярких шрифтов.

Работа состояла из нескольких последовательных этапов, нельзя было нарушать их последовательность: сначала прорисовывали колеса и окна, заклеивали их, чтобы создать силуэты и общую композицию, затем рисовали шрифты, блики и вмятины на поверхности автомобиля.

Нам хотелось добавить в рисунок уличной энергетики, поэтому машины решено было нарисовать помятыми, немного потертыми. Глянцевые американские тачки сюда бы точно не вписались.

Проект «Оригами-фасад»

 

Адрес: Краснознаменный переулок, 4 (Кафе «Точка Суши»)
Год создания: 2012 год
Время работы: 2 недели

Так как здание находится в центре города, необходимо было согласовать эскиз проекта и получить разрешение на выполнение работ, чтобы изначальная задумка не претерпела изменений в процессе утверждения.

В данном проекте с помощью цветовой разбивки мы хотели визуально изменить геометрию здания. Геометрическая структура рисунка завязана на основных узлах фасада: углах окон, точках пересечения кровли и стен — и отчасти напоминает немецкую систему фахтверк, когда основные конструктивные элементы дома вынесены на фасад. Чтобы проект отражал суть заведения — кафе японской кухни — мы использовали цветки сакуры в качестве цветовой палитры работы.

Также мы провели ряд работ по облагораживанию фасада: прожекторы, оконные проемы, рамы и вентиляционные короба были выкрашены в белый, так как мелкие элементы не менее важны, чем сам рисунок.

Треугольники мы расположили таким образом, чтобы тень от конструкций на фасаде была частью композиции. Например, черные полосы на рисунке повторяют силуэт тени, падающей от крепежей освещения.

Проект «Окно в Европу»

 

Адрес: ул. Светланская, 72 (Набережная Цесаревича)
Год создания: 2012 год
Время работы: 4 недели

Проект выполнялся на отреставрированном фасаде Дома моряков в рамках проекта новой набережной Цесаревича. Окна помогли придумать идею и стали ключевым элементом проекта: нам представилось, как ночью в них зажигается свет, и решили стилизовать фасад под дома европейских городов. Чтобы еще больше оживить картинку, мы добавили нашу фирменную инновацию — листья, слетающие с деревьев, придают динамику всей композиции.

Сложнее всего было привыкнуть к работе на лесах. Это было страшно, передвигались мы по сантиметру в минуту, даже учитывая наличие страховки. Конструкции казались очень шаткими и неустойчивыми, особенно на седьмом уровне, поэтому работу художника мы совмещали с эквилибристикой. Из-за подобных неудобств сроки работы заметно растянулись, а дополнительные элементы мы прорисовывали уже с подъемника.

Если приглядеться, можно заметить наковальню, сапожек, крендель и табличку с фамилией художника Александра Арсененко — все это посвящено людям, работающим в здании Дома моряков. На дверях мы написали имена тех, кто помогал нам в течение всего месяца.

Проект «Сплетение»

 

Адрес: ул. Светланская, 72 (Набережная Цесаревича)
Год создания: 2012 год
Время работы: 1 день

Проект создан под «Мостом любви», и мы выбрали деревья и ветви как природный символ верности. Чтобы сконцентрировать внимание внутри работы, отбили края черной рамкой.
Сложность была лишь одна — по соседству рисовал приглашенный канадский художник,
который не может творить без музыки. Нет, мы не против музыки, но только когда это не электронный ремикс на французский фольклор.

Голубой квадрат, в общем, не несет какого-то глубокого смысла. Просто мы хотели добавить элемент деконструктивизма, чтобы люди сами придумали ассоциации к нарисованному. Не хотелось создавать что-то слишком очевидное.

Проект «Пуща» (Нью-Йорк)

 

Адрес: район Бушвик, Бруклин (Нью-Йорк)
Год создания: 2012 год
Время работы: 7 дней

Наша поездка в Америку состоялась благодаря американскому куратору и художнику Генри Кенделу, с которым Вадим познакомился на лекции в ДВФУ. Мы выяснили, что он вместе с владивостокскими художникам собирается создавать некий арт-объект на территории детской больницы №1. Мы также решили поучаствовать: нашли на детской площадке старый баскетбольный щит и превратили его в скворечник-гнездо с мифическими существами. Сколотили объект в мастерской за ночь и уже утром повесили.

Кендел был удивлен нашей скоростью и фантазией, чем мы и воспользовались: повезли художника по всем своим городским проектам. Через четыре месяца он включил нас в закрытый конкурс нью-йоркской резиденции программы CEC Arts Link. Правда, с региона обычно берут только одного человека, поэтому второй билет пришлось оплачивать самостоятельно. Программа нацелена на ознакомление с американским искусством, работой художников с публикой, функционированием галерей и государственных программ. Каждый день мы получали множество полезной информации, но чувствовали, что потратим ее впустую, если не поделимся своими знаниями и опытом с окружающими, создав арт-объект прямо в Нью-Йорке.

В Бруклине есть район Бушвик, ставший одной большой галереей американских уличных художников. Владелец района — молодой сицилиец — с легкостью дал нам разрешение от собственника здания, и мы начали думать над эскизом. Сначала планировали сделать нечто, связывающее Россию и Америку: нашли повторяющиеся в обоих языках слова и собирались совместить их в графическо-шрифтовой композиции. Думали о слове «море», но на английском
это означает «вялый». Потом остановились на словах «свет» и «мрак», думали зашифровать их в виде ребуса в стволах и листьях деревьев, но нам порекомендовали не использовать шрифты, чтобы не было проблем с местными граффитчиками. Пришлось снова перерабатывать эскиз — в конечном итоге мы изобразили на нем русский лес с русскими медведями. У нас подобная тема выглядела бы тривиально, но вот в Бруклине русские березы отлично контрастировали с урбанистическим пейзажем.

Вообще, в Нью-Йорке хочется оставаться русским, но при этом быть таким же радушным, как окружающие американцы. Было достаточно тяжело — асфальт раскалялся от жары, как сковородка, и нам приходилось начинать рисовать после обеда, когда зону работы покрывала тень. Все, кто подходил к нам в процессе рисования, говорили только приятные слова: и те, кто не понимал смысла, и те, кто видел в картине что-то свое. Американцы ценят и уважают тебя как художника за то, что ты делаешь нечто красивое для жителей района, вкладывая в это идею и собственный стиль.

Нам нравится вкладывать в работы некий подсмысл, и здесь мы вспомнили о родных лесах и российской популяции бурых медведей, как самой многочисленной в мире.

Текст: Дарья Копылова. Фото: Дарья Копылова, cjungle.com

Orphus system