Эксперты: Александр Латкин о перспективах молодежи Владивостока

«Владивосток-3000» продолжает публиковать серию экспертных мнений о городе и его возможностях. В новом выпуске — доктор экономических наук, профессор Александр Латкин говорит о перспективах молодежи Владивостока.


Александр Латкин, 67 лет. Доктор экономических наук, профессор. Директор Института менеджмента, бизнеса и экономики ВГУЭС.


По данным опроса, который мы проводили среди выпускников средних школ, в прошлом году поступать в вузы за пределами края собирались 2,6%. В этом году такой ответ в своих анкетах дали уже 10% опрошенных. По традиции, многие хотят учится в вузах Москвы, Санкт-Петербурга и даже Хабаровска. Последний начинает приобретать все больше конкурентных преимуществ в сравнении с Владивостоком. К примеру, жители Спасска, Дальнереченска, Лучегорска все больше ориентируются на Хабаровск.

 

Территория кампуса Дальневосточного федерального университета на острове Русском

Большая проблема, которая стоит перед владивостокской молодежью, связана с перемещением Дальневосточного федерального университета на остров Русский. Мы сейчас ведем набор во ВГУЭС, и по сравнению с уровнем прошлого года у нас вдвое больше абитуриентов. И все говорят одно — не хотят ехать на Русский. Они не доверяют властям, которые уверяют, что в университет можно будет легко добираться. После переезда ДВФУ Владивосток перестанет быть молодежным городом, потому что 20 тысяч студентов будут жить на Русском.

Среди причин, по которым молодежь покидает Владивосток, главная — в отсутствии перспективы трудоустройства по специальности. С одной стороны, вузы сейчас применяют практикоориентированный подход к обучению, учитывают запросы бизнес-среды и стараются, чтобы выпускник был адаптирован к этим условиям. С другой стороны, найти место работы молодому специалисту все тяжелее. Многие предприниматели уезжают в города центральной России, говоря, что заниматься бизнесом там гораздо эффективнее. Одновременно молодые люди уезжают налаживать бизнес в Китай. В Хуньчуне, Суйфэньхэ, Муданцзяне, Харбине мы встречаем наших выпускников, которые ведут там бизнес — более честный, открытый и безопасный, чем в Приморье.

Сейчас делается много заявлений о том, что стране уже не нужны экономисты и юристы. Это сопровождается реальными шагами по сокращению бюджетного набора в вузы на аналогичные специальности. Для центральных регионов России это, наверное, правильно. Потому что там возникают новые производства, совместные предприятия с иностранным капиталом. Построен ряд предприятий по сборке автомобилей, реанимируется самолетостроение. Сфера металлургии подверглась модернизации, особенно на Урале.

На Дальнем Востоке «клондайк» инвестиционных проектов — Амурская область. В частности, проект космодрома «Восточный» — уникальное высокотехнологичное инновационное предприятие, которое будет производить топливо и запчасти для ракет, осуществлять их ремонт. Это десятки тысяч рабочих мест для молодых инженеров. На Сахалине развиваются нефтеперерабатывающая и газоперерабатывающая отрасли, на Камчатке строятся предприятия по глубокой переработке рыбы. Есть реальные проекты, и это мотивирует молодежь к тому, чтобы оставаться, если не в Приморье, то хотя бы на Дальнем Востоке.

► Население Владивостока в 2010 году — 623 тысячи человек
► Численность молодежи Владивостока в 2010 году — около 170 тысяч человек (от 14 до 30 лет)

В Приморском крае мы, к сожалению, таких осязаемых точек роста не видим. Но они должны возникнуть. Может быть, в связи с созданием здесь нефтехимического или нефтегазового кластера есть проект по созданию завода по переработке нефти во Врангеле. Возможно, будет создан судостроительный кластер. Но мое мнение: будущее экономики Приморского края — это создание инновационных предприятий по глубокой переработке рыбного сырья. Рыба есть, была и будет. Второй путь — создание в крае фармацевтической промышленности. Мы импортируем, в том числе и из Китая, препараты, сделанные на базе нашей морской культуры, уникальных лекарственных растений и биологического сырья.

Нужно при поддержке государства развивать судостроение и судоремонт. Согласно проведенным недавно исследованиям, 47 % судоремонтных услуг для Приморского края оказываются в зарубежных портах — преимущественно в Пусане и Шанхае. Это неправильно. Во Владивостоке есть кораблестроительный факультет, где готовят сильных специалистов, поэтому эти области должны развиваться.

Хорошо развивается в Приморье лесоперерабатывающая промышленность. Нам необходимо модернизировать эту отрасль. После того, как Россия вступит в ВТО, рынок будет завален китайской мебелью, а мы можем создать достойную конкуренцию. Вот во всех этих сферах и стоит молодежи искать свое применение.

Текст: Евгения Варакина. Фото: Митя Кузьменко, gay-do.livejournal.com, dvfu.ru

Orphus system