Игорь Пушкарев: В моей команде должны быть люди, у которых горят глаза

 

Глава города в формате блиц-интервью ответил на вопросы финалистов городского конкурса «Лидер ХХI века». О том, как быть мэром во Владивостоке, о лидерстве, семье и умении решать конфликты — в материале «Владивостока-3000».

Про начало рабочего дня

Первое, что делаю, когда просыпаюсь, — открываю график, который постоянно корректируют в режиме онлайн и который постоянно со мной. Уже в кабинете первым делом просматриваю vl.ru, primamedia.ru и vesti.ru, а потом остальные новостные сайты. После этого перехожу к рабочим делам и документам.

Победителем городского конкурса «Лидер ХХI века» стал Валентин Дубинин, студент 5 курса ДВФУ, руководитель молодежной общественной организации «Восточный ветер», являющейся организатором турниров интеллектуальных игр и экологических мероприятий.  В 2011 году Дубинин представлял Владивосток во всероссийском финале конкурса и стал победителем в номинации «Ведущий за собой» . 

Про себя и мэрство

В 2000 году я стал директором «Спасскцемента». На тот момент один завод не работал уже в течение семи лет, а на другом из семи линий функционировала лишь одна, две уже срезали и продали в Китай на металлолом. Зарплату выдавали бартером или талонами на продукты, деньги можно было получить только на похороны. Когда я пришел, мне удалось за полгода запустить завод, который семь лет стоял, и взять на работу более двух тысяч работников. После этого мы стали крупнейшими экспортерами цемента в Китай.

Но в процессе работы столкнулся с тем, что несмотря на то, что я исправно платил налоги, — света не было, вода шла перебоями, приходилось арендовать автобусы, чинить фонари, ремонтировать школы и детские сады. И когда были выборы в думу Спасска, то я поставил себе задачу провести туда большинство. Но дума — это всего двадцать процентов, реальная власть была только у администрации города. После этого в Спасске избрали нового главу, а я позже стал депутатом Законодательного собрания Приморского края, и процесс пошел дальше. Изначально все это получилось, потому что я понял — сколько бы ни заработал денег, все равно буду ездить по ямам и открытым люкам. Необходимо было менять внешнюю среду, что я и начал делать. А потом уже и отступать было некуда.

«Быть мэром» — мой первый проект, где я столько времени потратил, а результатом не удовлетворен. И только злее становлюсь — намерен пойти и довести дело до конца, доказать прежде всего самому себе и стать лучшим мэром.

Про казака и броню Черепкова

Я в свое время мечтал о такой броне, как у Черепкова (Виктор Черепков, бывший мэр Владивостока  прим. Ред). Все, чтобы про него не говорили, только добавляло ему известности. Знаете пословицу о казаке, который если будет отвлекаться на собак, никогда не доедет домой. Нужно идти и делать дело, не ждать благодарности.

Про лидерство и конфликты

Можно не родиться лидером, но воспитать в себе необходимые качества. Но в любом случае нужны задатки или желание быть первым. В моей команде должны быть люди, у которых горят глаза. Если есть желание, можно выполнить любые задачи. И конечно, очень важное качество для работы — это честность.

Я работал заместителем председателя Законодательного собрания Приморского края три с половиной года и считаю, что не может быть руководителем тот, кто не умеет подчиняться. Но в моей команде не может быть двух лидеров, всегда должен быть только один.

При возникновении конфликтов стараюсь не откладывать и сразу разбираться в ситуации. Требую и хочу, чтобы члены моей команды говорили о происходящем, как есть, без лести и розовых очков.

Про разочарования

Обидно до слез, когда ошибаешься в людях. Когда подводят не чужие — свои. И когда разочаровываешься в людях, это тоже обидно. Причем обидно даже не за них, а за себя — как мог не увидеть и допустить, как мог ошибиться.

Муниципальная служба поэтому и называется службой, потому что есть жалование, и ты должен служить. Это не работа с восьми до пяти, это как в армии или на флоте, необходимо быть в строю в любое время. К сожалению, не все это понимают, поэтому приходится расставаться.

Про семью и воспитание детей

Если хочется совета, то рассказываю жене о ситуации или проблеме, но это происходит крайне редко. Вообще, я считаю, что семью необходимо максимально ограждать от рабочих моментов: зашел на порог дома — забыл про работу.

Домашние задания с детьми обычно делает жена, я очень редко в этом участвую. Общаться с сыновьями много не получается: ухожу — они еще спят, прихожу — они уже спят. В этом плане себя успокаиваю тем, что когда они вырастут, то смогут меня понять. Я стараюсь личным примером участвовать в воспитании своих детей. Как в истории про одного из Нобелевских лауреатов. Его спросили о том, как он добился таких успехов: «Это все воспитание отца, которого из-за работы часто не было дома. Но иногда, просыпаясь ночью, видел, как в его кабинете горит свет, — значит отец работает. И в тяжелые моменты я постоянно вспоминал об этом».

Иногда жена говорит о том, что мне нужно задержаться утром и поговорить с сыном на волнующую его тему. Приходится даже тренировать драться, потому что мальчику нельзя отступать. Это же страшно — ждать, зная, что у тебя будет драка, сам через это проходил.

Про Владивосток и его возможности

Для меня Владивосток — это молодой город больших возможностей, мой любимый город, из которого не хочу уезжать. И говорю это, не потому что мэр, и мне нужно это сказать. Я на самом деле так думаю. Часто вспоминаю историю Элеоноры Прей, которая очень любила Владивосток, и даже в трудные для себя дни оставалась здесь. Сейчас мы являемся свидетелями больших перемен, и от каждого из нас зависит, каким будет наш город в будущем. Огорчает то, что исторический Владивосток оказался расколот новомодными строениями. Мы сейчас стараемся изменить ситуацию и сохранить то, что осталось.

Когда приезжал Сергей Майоров, он предложил «открыть Владивосток», как в свое время открыли Пермь. Рассказать и показать России и зарубежным гостям, что интересного в нашем городе. Я вижу будущее Владивостока как современного европейского города, в который стремятся туристы из Азиатско-Тихоокеанского региона. Город — образовательный центр, куда приезжают учиться студенты разных стран. Город — крупнейший транспортный узел и крупный военный центр.

Вопрос мэру задает задает школьник Никита Гришуков, которого особо отметили эксперты конкурса «Лидер ХХI века»

Например, я хотел бы, чтобы «Владивосток» — первый корабль серии «Мистраль», превосходящий по масштабам Diamond Princess, стоял не в Фокино, а во Владивостоке. Это будет привлекать людей так же, как сейчас привлекают мосты, игорная зона, ДВФУ и телевышка на Орлиной сопке. Кроме этого, развитие инфраструктуры автомобильных и железных дорог даст мощный толчок к тому, чтобы город начал расцветать, и сюда пришли крупные федеральные и зарубежные компании.

Про благотворительность

Я давно занимаюсь благотворительностью. Например, в школах в Читинской области, где я учился, мы совместно с двумя преподавателями и врачом проводим конкурс в течение всего года, по итогам которого отправляем детей за свой счет во всероссийский детский центр «Океан». Также отремонтировал школу у себя в деревне, сделал там спортзал. Во Владивостоке семьям погибших в Чечне выплачивал пособие, пока дети не стали совершеннолетними. Тысячу тонн цемента подарил реабилитационному центру для детей с онко-гематологическими заболеваниями. Памятник Петру и Февронии в Покровском парке я также поставил за свой счет. Сейчас мы с моими товарищами — депутатами по третьему созыву Законодательного собрания Приморского края ставим памятник Муравьеву-Амурскому в одноименном сквере. Всего не упомнить, что было сделано.

Про «Спасскцемент» и Первомайский судоремонтный завод

Расскажу историю о том, как стал самым молодым директором судоремонтного завода в истории подобных заводов в России. Мы занимались бизнесом, привозили продукты питания с Южной Кореи и продавали здесь. Необходимы были перевалочные пункты и склады, но их постоянно не хватало — бизнес расширялся. Поэтому мы взяли в аренду склады Первомайского судоремонтного завода, который на тот момент еле выживал. Я пришел к Москальцову Юрию Ивановичу — директору предприятия «Дальрыба», в которую входил этот завод, и предложил передать нам больше площадей. На что получил ответ, что в этом случае судоремонт вообще прекратится. Но я смог убедить, что можно развивать и таможенные склады и продолжать заниматься судоремонтом. Тогда Москальцов мне ответил: «Становись во главе и все делай сам. А за это вложи деньги и отремонтируй мой флот». Мы договорились, и с того момента я постепенно выполнял свои обязательства перед ним. 

Игорь Пушкарев и Павел Девятинин, автор книги «Страна на вырост»

В ситуации со «Спасскцементом» была по сути игра. Мы поставляли их продукцию в Южную Корею, не являясь владельцами или акционерами. Завод на тот момент уже останавливался, и его решили продать. Я договорился с южнокорейскими покупателями, что на их деньги я выкуплю завод — пределом инвестиций были пять миллионов долларов. На этапе переговоров в Москве появился другой заинтересованный человек, и цена за завод выросла до десяти миллионов. В итоге второй покупатель выходит на меня, и на встрече выясняется, что это «портфельный инвестор», который заинтересован в прибыли. По факту сделки он выкупает акции завода, а меня назначает управленцем с условием, что я в течение десяти лет рассчитаюсь за эти инвестиции. В этом плане я рискнул и не потерял, а приобрел. Хотя это был большой риск, потому что на кон было поставлено все.

Про инфраструктуру для велосипедистов

Сейчас мы уже делаем набережную от «Олимпийца» до Морского государственного университета, там будет хорошая территория для пешеходных прогулок. Что касается велосипедистов, то в следующем году планируем сделать дорожку от Спортивной гавани вплоть до мыса Токаревская кошка вдоль Амурского залива. В городе обязательно должны быть места, где удобно бегать, ездить на велосипеде, заниматься другими видами спорта. В этом году будем смотреть и проектировать, а в следующем начнем реализовывать. Например, остров Русский мы так и проектировали, как зону для прогулок и пробежек.

Про мост через Золотой Рог

Перед тем, как пустим движение, планируем на три дня открыть мост через Золотой Рог для пешеходов. Там будет шесть полос, и с каждой стороны — огороженная барьерами пешеходная дорожка, по которой в любое время можно перейти на другой берег. По мосту через Босфор Восточный ходить будет нельзя, только ездить.

Про любимые места во Владивостоке

Долгое время любимым местом была смотровая площадка на Фуникулере рядом с Политехническим, куда я еще студентом приводил друзей показывать город. А сейчас такими местами становятся новые скверы. Устанешь в конце дня, приезжаешь в эти скверы — и будто пять часов отдыха было, зарядился и пошел дальше. Таким сквером для меня был «Адмиральский», потом сквер городов-побратимов.

Текст: Елена Белова. Фото: Vita

Orphus system