Хроника событий: Сергей Майоров во Владивостоке

 

Мы взяли паузу, чтобы спокойно и осмысленно опубликовать свой материал о том, как с 12 по 16 апреля 2012 года Владивосток посетил Сергей Майоров, известный телеведущий и продюсер.

С Facebook: «Невероятный Владивосток.... Когда до отъезда говорил коллегам о том, что еду во Владик, слышал в ответ: О! Круто! Люба Камырина даже заметила: Буквы В, Л, А, Д, И, В, О, С, Т, О, К рождают какое-то благородное звучание, не то, что какие-то СОСЬВА и ЧУХЛОМА. А мой директор Оля Каймакова выдала аж целый список городских брэндов: «Лагутенко, икра, Мандельштам, Лазо, Золотой рог, Бонивур, Михайлов, тигры, Илья Зимин, Арсеньев, белогвардейцы, эмиграция, леопарды, песня Пугачевой и Китай». 

12 АПРЕЛЯ, 17:30
ГОРОДСКАЯ ЛЕКЦИЯ «ИСТОРИИ И ЛЮДИ: ПРОСТРАНСТВО ГОРОДОВ»

Встреча с жителями города в «Синем зале» Музея имени Арсеньева — после перелета, без скидки на разницу часовых поясов — начинается вовремя и длится положенные два часа. Слушатели оказываются благодарными — несмотря на то, что лекция состоялась в рабочий день, зал начал заполняться еще до пяти часов вечера.

Итого — аншлаг (более 200 человек) и истории от Сергея Майорова: истории о себе, о других городах, о своих проектах. Иногда возникает ощущение, что смотришь одну из передач, слыша знакомые ударения и паузы: «Кино другое. Культа нет», — произносит Майоров, говоря о молодых актрисах, которых ставят на обложки ради тиражей.

Для большинства пришедших Сергей Майоров — это его проекты, для него каждый из них — это отдельная история. Вот он и рассказывает, как «каждый раз найти проект, в который ты влюбишься, поверишь, в который поверят другие».

Подробнее о публичной лекции — в материале «Детали: 10 историй Сергея Майорова, расказанных во Владивостоке».

12 апреля, 20:00
Клубная встреча с Сергеем Майоровым

В этот вечер в антикафе «Отдел культуры» находится куда меньше народа, чем собирается здесь обычно. Почти все присутствующие на встрече приходят сюда сразу после публичной лекции. На экране — кадры из «Бабьего лета», разговор летает с одной темы на другую. Политика, телеканал «Дождь», человеческая журналистика и продакшн. За продюсерами и промоутерами — будущее.

Впервые во Владивостоке узнают, что почти наш земляк, Евгений Бедарев, снял фильм, который продюсирует Сергей Майоров, и увидеть его можно будет уже скоро. Задает вопросы не столько местная публика, сколько сам Майоров — например, учредителям антикафе, молодым людям, рассказывающим о своих проектах. Ближе к ночи все неторопливо расходятся — следующим утром ведущему нужно быть готовым к 8-часовому семинару у журналистов.

Марина Баринова, продюсер гуманитарных проектов

Так важно, на мой взгляд, чтобы люди разговаривали друг с другом. Разговаривали о ценном. Разговаривали вдумчиво. Разговаривали, чтобы затем вместе или порознь сделать важное: для себя, друг для друга, для Города. И в этом смысле главным для меня во всей программе пребывания Сергея Майорова в апреле 2012 года остаются разговоры. Его разговоры с нами, живущими во Владивостоке. Через эти разговоры мы увидели в нем человека культурного, волевого и обаятельного. И это стало поводом для нас, его собеседников, разглядеть культуру, волю и обаяние в себе, в нас, в нашем Городе. Разглядели ли? Это наши поступки покажут. Но факт, что желание делать иначе уже появилось.

 

 

Вот бы срезонировали наши судьбы и смыслы, вброшенные в наше пространство Сергеем Майоровым. Чтобы Музею имени Арсеньева удалось вступить в новые отношения со своими посетителями, с городскими сообществами, с представителями власти. Чтобы команде молодежного интернет-журнала «Владивосток-3000» случилось обрести устойчивость в том хорошем деле для нашего Города, которое эта команда затеяла. Чтобы Администрация Владивостока и далее считала для себя правильным организационно и финансово поддерживать проекты типа «Культурной журналистики». Чтобы наши региональные журналисты тем, что они делают, вызывали чувство добропорядочной солидарности у читателей и зрителей, а не страха и духовного разврата. Чтобы каждый из нас, соприкоснувшись с культурой, волей и обаятельностью Сергея Майорова, не устоял и таки подарил Владивостоку: новый ли репортаж, новый ли видеосюжет, скамеечку, книгу, выставку, текст, истории.

Для меня беседы с Сергеем Майоровым перевели мои чувства ресурсности в представления о ресурсах, и, получив удовольствие от этих бесед, я буду продолжать делать то, что приятно удивит других!

13 апреля, 10:00
Семинар-тренинг «Люди. События. Явления»

У журналистов Владивостока в начале семинара-тренинга Сергей Майоров спрашивает — а какое мастерство им нужно? Топовыми оказываются темы о том, как делать интересные материалы для читателя или зрителя, как писать и продвигать культуру (то, что и называется культурной журналистикой), как работать и жить.

Разговор получается вообще о жизни — где-то о хорошей, где-то о плохой, звучит несколько удручающих историй о ситуации в России. Параллельно с этим — надежда, на что-то светлое, на перспективу, на новые пути.  Позитивные примеры из Магадана, из Воронежа, из Уссурийска, говорящие о том, что никогда не поздно открыть для себя какой-то новый мир, — а это несложно, когда есть интернет, скайп, камера и микрофон. Ну или что-то другое — например, друг и пара историй, чтобы их рассказать.

Сергей Майоров рассуждает о том, каким может быть проект, убеждает не бояться, говорит о том, почему в Москву не стоит ехать, и приводит примеры журналистов родом из Владивостока, которыми восхищается. В течение семинара мастер набрасывает огромное количество идей, которые можно легко и просто реализовать во Владивостоке. Журналисты осторожничают, но мысли Сергея записывают.

 

 

 

Анатолий Филатов, журналист информационного агентства «Приморье-24»

Для меня был важен взгляд Сергея Майорова как профессионала на построение работы в коллективе. Как привлечь талантливых сотрудников из разных регионов страны, каждого со своей спецификой, и спаять их в органичную, разностороннюю команду — своего рода «Людей Икс». Интересно было услышать совет по поводу регистрации и оформления продукции собственного производства, на дивиденды от которой можно жить очень долго, при условии, что она действительно качественная. Еще получил практическое доказательство того, что захватывающий рассказ может получиться на любой основе. Я и раньше это знал, но получить веский довод в пользу этого взгляда было полезно.

Дарья Ионина, тележурналистка, ведущая прямого эфира

И точка. Наш роман с телевидением окончен. Спустя 10 лет, то ярких и безумных, то скучных и неторопливых отношений, я решила: наши пути расходятся. Работала на всех местных телеканалах, перепробовала все жанры — мы зашли в тупик. Расстались по-хорошему, местное ТВ счастливо продолжает жить без меня, а я теперь по эту сторону экрана.

И вот, спустя полгода, я встречаю его. До неприличия обаятельный, характерный, требовательный профессионал. Это как судья который, перед тем, как вынести решение о разводе, дает две недели еще раз подумать будущим бывшим супругам. Восьмичасовой мастер-класс с Сергеем Майоровым заставил думать-думать-думать, заново переживать все эти эмоции от прямых эфиров, дедлайнов, заносчивых интервьюеров, съемок ЧП, мук с написанием последнего абзаца, выбора между очень хорошим и очень-очень хорошим кадром. Эмоции, которые может дать только телевидение. И  поняла — я скучаю. Точно решила — вернусь, попробуем заново. Судья Майоров, сам того не подозревая, вернул к жизни светлые, теплые и красивые отношения. Поговаривают, ТВ меня тоже ждет.

14 апреля, 12:00
Пресс-конференция в Музее имени Арсеньева

Журналисты на пресс-конференции, вероятно, ждут какой-то реакции Майорова после двух дней в городе — но «слишком мало прошло времени, ощущения должны сформироваться».

Вторая половина дня для продюсера и телеведущего состоит из череды интервью, участия в прямом эфире ОТВ и записи телевизионной программы на ТВЦ. После каждого «эксклюзива» Сергей Майоров искренне и по-теплому удивляется хорошему уровню местной журналистики. 

По окончании встреч Майоров приступил к съемкам. Со своими операторами Андреем Галкиным и Андреем Ульяновым он работал над материалами для трех новых проектов.

Наталья Шахназарова, куратор специальных проектов кинофестиваля Pacific Meridian

Приезд Сережи Майорова меня взбудоражил и порадовал, потому что он говорил о тех вещах, которые давно были в моих мыслях. За время моей работы в своих проектах, не только киношных, людей с именем было достаточно, но только некоторых из них можно было назвать личностями. Ведь есть известные люди, в которых на самом деле нет глубины, они посредственны. От подобных встреч ничего не получаешь, остается лишь расстройство и разочарование. Но есть личности поистине талантливые, такие как Сергей Майоров, они очень демократичны и просты в общении. Они уже понимают, в чем смысл этой жизни, в чем истина.

 

Но иногда они же вызывают неоднозначное отношение, потому что задевают за такие вещи, которые неприятно осознавать. И в случае с Сергеем Майоровым этой ситуацией оказалась реакция читателей новостных сайтов на высказывание о том, что «увидев Владивосток, хочется тихо уйти из жизни». Мне так это понравилось, потому что у человека бывает «гнойничок», который пока не вскроешь, из него не выйдет вся эта гадость. Сергей сделал это, искренне отметив то, что присутствует в нашем городе. И это хорошо, это значит исцеление. Люди, которые по настоящему любят свой город, они отнесутся правильно к этому высказыванию, а те, кто сидит и бухтит, ничего не делает, только критикует, — вряд ли. Нужно спросить себя, а что ты сделал конкретно? И Сережа говорил именно об этом, о том, что не нужно никуда уезжать — каждый может пригодится там, где он живет. И привел очень простой пример лавочек, которые он видел в Лондоне. Знаете, и я хожу и болею этими лавочками, думаю с кем бы объединиться, чтобы сделать подобное.

Интервью Сергея Майорова про команду «ИВД Продакшн» и ее людей.

15 апреля, 09:00
Морское путешествие на остров Русский

Пасха во Владивостоке выдается рабочей. Сергей Майоров и его съемочная группа отправляются вместе с мэром города Игорем Пушкаревым на остров Русский, чтобы увидеть еще одну историю — масштабное строительство ДВФУ.

Русский встречает ветрами, одинокими рабочими в спецовках и надписями о штрафах на языках гастарбайтеров. Сергей Майоров и Игорь Пушкарев разговаривают о бренде города и его символах,  необходимости создания мифов, которые порождаются художественными произведениями. Возникает вопрос, что может быть подобным ресурсом для Владивостока, для создания нового образа города в связи со строительством мостов? Не остается в стороне и история Элеоноры Прей — создание фильма фестивального уровня об американке, всю жизнь любившей Владивосток, было бы заметным шагом для формирования образа Владивостока.

На острове вновь становится заметно то, что отличает Майорова, — умение удивляться и радоваться самым простым вещам. На обратном пути под космической махиной моста на Русский он бросает в воду монетки за себя и друзей из Владивостока.

Сергей Майоров на Facebook: «Репортер Никита Лойк, продюсер Артур Шачнев, кинорежиссер Женя Бедарев, шеф-редактор и автор многих тв-проектов Лена Карпова, оперная дива Инна Звеняцкая, великий PR-менеджер и журналист Лена Жернова я бросил за Вас монетки в залив. Я напомнил вашему городу о Вас». 

После морского путешествия команда Сергея Майорова отправляется на съемки в Почтовый переулок, где расположен дом Элеоноры Прей.

Одним из открытий для Сергея Майорова во Владивостоке становится фильм-репортаж 1969 года студии «Дальтелефильм» о встрече китобойной флотилии «Советская Россия» — «Полтора часа до объятий».

Павел Девятинин, исследователь, автор книги «Страна на вырост»

Журналистика — это власть и потому дело самостоятельных и социально чутких? Или все разговоры про «четвертую власть» — обман и самообман для людей несостоятельных, но амбициозных? Журналистика — это отрасль творчества и культурного созидания? Или же область «креативного» лукавства и пошлости? Давно размышляю над этими вопросами и понимаю – дело всегда за тем, кто его делает. Смотришь на конкретного человека и понимаешь, что он свой выбор сделал. Или точнее — каждый день заново делает.

В этом смысле для меня визит Сергея Майорова стал частью давнего разговора с самим собой и близкими мне людьми. Разговора о выборе и возможностях. И не только в журналистике, но и в других областях гуманитарной практики. Политика, экономика, голосования, чиновничество, предпринимательство — все это части культуры. А раз так, то требуется обустройство этого самого культурного пространства как особого эфира. Среды, в которой только и возможны эти самые политика и экономика, частное дело отдельного человека и большое взаимодействие на уровне страны. Поэтому требуются не только декларации о значении культуры, но и дело или дела, в которых культурное пространство формируется. В том числе — в музее, журналистике, телевидении, в преподавании философии, PR-практике, консультировании, в выборе маркетинга малого, среднего или большого бизнеса.

Работы Сергея Майорова для меня часть не только журналистики, но и своеобразного человековедения. Человековедения, благодаря которому зритель может почувствовать других людей и вернуться к предощущению, что страна — это люди, это лица и жизнь. Оказывается, именно так можно говорить с экрана, касаясь разных сфер и биографий с уважением и вниманием. Оказывается, зритель будет смотреть эти работы — и совсем не обязательно его кормить непотребными телепродуктами. Оказывается, пошлость нельзя оправдывать свойствами аудитории, выбор жизни — за журналистом.

16 апреля, 12:00, аэропорт Владивостока
За полтора часа до объятий

Елена Белова, руководитель проекта «Владивосток-3000»

Через пару часов Сергей Майоров и его операторы Андрей Ульянов и Андрей Галкин улетят. Я останусь наедине со своими мыслями о том, что у нас получилось сделать совместно с директором Музея имени Арсеньева Виктором Шалаем и продюсером Мариной Бариновой для города, нашего Владивостока. Получилось пригласить прекрасного мастера, который готов рассказать каждому, кто готов его услышать, о своей любви к профессии и жизни. Услышали ли это люди во Владивостоке, смогли ли это понять?

Я не знаю. Но верю. Есть безумная вера в то, что, благодаря Сергею, у меня и команды моего проекта получится создавать иные истории про Владивосток. А в начале работы, как научил Сергей Майоров, нужно ответить на вопрос: «О чем кино?». У нас, кажется, кино вышло о стремлении делать что-то хорошее.

Текст: Рада Клименко, Елена Белова. Фото: Андрей Ульянов, Елена Белова, Vita

Orphus system