Работа в другом городе: Яна Гапоненко в Москве

24-летняя Яна Гапоненко работает в Москве у известного художника Айдан Салаховой. Мы спросили Яну об «Айдан студии», о том, как искать работу в Москве, и о том, почему столица похожа на коробку разноцветного пластилина.


Яна Гапоненко, 24 года. В 2010 году окончила факультет журналистики ДВГУ по специальности  «Связи с общественностью». Работала PR и арт-менеджером галереи современного искусства «Арка». В начале 2011 года планировала эмигрировать в Германию, но вернулась во Владивосток. Через две недели после возвращения домой отпраздновала свой 23 день рождения, собрала чемоданы и уехала в Москву. В настоящее время работает в открытой художественной мастерской «Айдан студия», расположенной на территории Центра современного искусства «Винзавод».


О переезде и начале карьеры

В мыслях я давно уже географически переместилась с востока на запад, поэтому переезд в Москву стал очень естественным. В столице сначала ассистировала образовательный курс арт-журналистики Art Texts Studio, который организовал Центр современной культуры «Гараж», благодаря чему довольно быстро вошла в курс событий московского арт-круга. Позже мне стало казаться, что я живу в Москве не три месяца, а год — это иллюзия искаженного времени, сопровождающая человека, который схватывает информацию на лету и приспосабливается к новым обстоятельствам достаточно быстро. Летом я решила вспомнить о своей специализации и устроилась медиа-менеджером в PR-агентство, среди клиентов которого значился один из трех крупнейших мировых рекламодателей сектора FMCG. Но вскоре ушла оттуда, поняв, что мне действительно принципиально верить в то, чем я занимаюсь.

О поиске работы в Москве

Работа нашла меня сама — везде решающими были рекомендации. В арт-среду не попадешь, просто разместив свое резюме на Headhunter или Superjob, хотя это я сделала, еще будучи во Владивостоке. Себя нужно зарекомендовывать.

Для поиска работы советую такие сообщества в Facebook, как, например, Helpsisters и Galima HR. Самый верный способ: постоянно смотреть сайты интересующих компаний на наличие вакансий и подписаться на их странички в том же Facebook. И вместо сопроводительного письма к резюме сделайте себе в «фотошопе» привлекающую внимание картинку с изображением ваших целей и возможностей в основных тезисах.


Не стремитесь слепо попасть в компанию всеми силами на любое место, если не уверены до конца в том, что вы — для этой позиции в фирме, а она — для вас. Я в свое время так «провалила» собеседование в «Студию Артемия Лебедева».


И четко знайте, кем вы хотите быть. Не стремитесь слепо попасть в компанию всеми силами на любое место, если не уверены до конца в том, что вы — для этой позиции в фирме, а она — для вас. Я в свое время так «провалила» собеседование в «Студию Артемия Лебедева». Пошла не на «свою» вакансию, а на ту, что была «открыта», и заставила людей потерять на меня время. Очертите круг ваших интересов и возможностей, сузьте его и предельно конкретно сформулируйте для себя свои желания. И не бойтесь их корректировать — в жизни меняется многое.

Нашедшие призвание люди — это специалисты, как правило, узкого направления. Поэтому важно постоянно повышать и сужать квалификацию, обучаться новому и конкретному. Я поступила в начале года в Институт современного искусства «База», основанный художником Анатолием Осмоловским, и моя лекционная тетрадь служит мне лучшим сжатым учебником по истории современного искусства второй половины XX века. Но это только первые шаги. Для меня идеал узкой специализации — это быть специалистом по эпохе романтизма в английской литературе и превосходно разбираться в поэзии Байрона или досконально изучить роль «фовизма» в развитии живописи на примере Матисса.

Константин Бохоров, Анатолий Осмоловский и ученики Института современного искусства «База».

Не бойтесь начинать с чистого листа. Он в любом случае будет не пустой — вы везете в новый город себя всего, с наработанным опытом, навыками и энергией. 

Об «Айдан студии»

С декабря 2011 года я работаю в «Айдан галерее», которая с осени 2012 года стала «Айдан студией» — открытой художественной мастерской. Айдан Салахова — художник и владелец бывшей «Айдан галереи» — еще и преподаватель 3-6 курсов МГАХИ имени В.И. Сурикова. Извечную проблему нехватки мастерских Айдан решила следующим образом: по будням она работает в студии сама, а на пятницу и выходные предоставляет ее студентам. В дни работы студентов пространство открыто всем желающим, и любой может увидеть, как создается современное произведение искусства от начала и до конца в режиме реального времени.


До «Айдан» я три месяца просидела без работы. И именно в это время  прочла одну из самых вдохновивших меня когда-либо книг — «Просто дети» Патти Смит. Вот уж чей пример учит не отчаиваться при трудностях в мегаполисе и поиске своего места под солнцем, так это жизнь Патти и Роберта в Нью-Йорке.


До «Айдан» я три месяца просидела без работы. И именно в это время  прочла одну из самых вдохновивших меня когда-либо книг — «Просто дети» Патти Смит. Вот уж чей пример учит не отчаиваться при трудностях в мегаполисе и поиске своего места под солнцем, так это жизнь Патти и Роберта в Нью-Йорке.

Я пришла к Айдан Салаховой как «девочка на reception» и постепенно брала на себя все больше обязанностей. Горизонтальный рост в том и вижу, чтобы расширять сферу своей ответственности в компании. Первой выставкой, которую я застала, будучи сотрудником галереи, была выставка отца Айдан, вице-президента Российской академии художеств Таира Салахова. В один из первых дней моей работы в галерею приехало турецкое телевидение — они готовили сюжет о выставке Таира Тимуровича. Я осталась в восторге от операторской работы — не просто с точки зрения итога, а именно того, как ответственно оператор подошел к процессу, как тщательно отмерял кадр и добивался осмысленной картинки, как они без слов понимали друг друга с журналисткой и режиссером телеканала. С такими представителями СМИ очень приятно работать. Я не смогла припомнить такой маниакальной любви к своему делу у московских или владивостокских операторов среди журналистов.

  

«Айдан студия» расположена на территории Центра современного искусства «Винзавод».

Следующая «моя» выставка была студенческой, при подготовке к которой я подружилась с будущим творческим составом обновленного формата нашей студии, ребята просто прекрасные — талантливые и трудолюбивые. В мои обязанности входила пресс-рассылка, мониторинг, составление актов приема-передачи произведений искусства и сертификатов, подтверждающих их подлинность. Летом я занималась логистикой — в связи с закрытием галереи мы распродавали и развозили картины и объекты коллекционерам или возвращали их художникам. Сама перемещалась географически тоже довольно часто — съездила на крупнейшую выставку современного искусства dOCUMENTA (13), посмотрела 7 Берлинскую биеннале и 3 Парижскую триеннале. К слову, летом грядущего года нас всех ждет очередная Венецианская биеннале, достигшая пенсионного возраста по российским меркам, — она будет 55 по счету. Благодаря своей работе я получила приглашение для годичного «шенгена» от берлинской галереи, так что все только начинается.

Осенью начала принимать участие в подготовке персональной выставки Айдан в Московском музее современного искусства и сейчас организовываю пресс-тур для иностранных журналистов совместно с PR-специалистом Джоном Вароли. Мы приглашаем на открытие выставки журналистов из Дубая, Лондона, Берлина и Киева.

В студии я с удовольствием переняла на себя обязанности по SMM и спонсорингу. Сейчас пытаемся привлечь средства на холсты, краски и кисти студентам, нас уже поддерживает петербургский Общественный фонд имени В. Смирнова.

Одно из любимых московских мест Яны Гапоненко — это мастерская Гоши Острецова на Бережковской набережной, где по средам художники объединения «Вглаз» устраивают свои выставки.

О Москве как о «лакмусовой бумажке»

Москва — это перевалочный пункт. Большая станция по накачиванию опыта и выкачиванию сил — она много забирает, и ты должен самостоятельно контролировать поставки и отдачу своей энергии, не пускать это на самотек, не доводить образ жизни до бега, который не даст даже возможности задуматься о том, где и кто ты сейчас. Москва — прекрасный детектор и «лакмусовая бумажка»,  и если амбиций достаточно, то добиться можно всего, чего угодно. 


Москва может быть для тебя любой: хочешь — тихой, с жильем в спальном районе, детьми или работой фрилансером, хочешь — с вечными пробками и слякотью, командировками и «тусовками» по пятницам, а хочешь — романтичным местом с новыми знакомствами и ночевками у друзей.


Со временем в Москве приучаешь себя радоваться мелочам и находить силы выуживать из жизни в большом городе только самое полезное. Любой большой город как коробка разноцветного пластилина: ты всегда можешь сам слепить его. Москва может быть для тебя любой: хочешь — тихой, с жильем в спальном районе, детьми или работой фрилансером, хочешь — с вечными пробками и слякотью, командировками и «тусовками» по пятницам, а хочешь — романтичным местом с новыми знакомствами и ночевками у друзей. Эти стадии в разном порядке активный человек легко может пережить здесь за один год.

  

Вообще, все, что нужно — это контролировать время. В Москве очень легко завязнуть в водовороте возможностей и событий, тем более в эпоху информационного засилья. Тайм-менеджментом лучше всего овладевать еще до переезда, а потом уже применять его навыки в новых условиях.

Но мне не хотелось бы рожать, болеть и умирать в Москве. Здесь я согласна только работать и знакомиться с людьми.


Текст: Елена Белова. Фото: Ольга Ларина, Яна Гапоненко, Тимур Хакимов.

Orphus system