Молодые управленцы: Генеральный директор ООО «ПортКонтракт» Валерий Нагорный

30-летний Валерий Нагорный за восемь лет прошел карьеру от специалиста по стратегическому планированию Владивостокского морского торгового порта до генерального директора дочерней компании ВМТП. Об этом и о том, какие отрасли сегодня могут быть перспективны для молодежи, — в материале «Владивостока-3000».


Валерий Нагорный, 30 лет. Генеральный директор компании «ПортКонтракт», дочерней компании ОАО «Владивостокский морской торговый порт (ВМТП). Родился в Большом Камне. Окончил факультет менеджмента Дальневосточного государственного технического университета.


— Вы еще относите себя к молодежи?

— Да, но уже начинаю задумываться.

— О чем?

— Что после 30 следующая круглая дата — 40 лет. Правильный ли темп жизни выдерживаю? Нужно бежать или лететь? Может стоит ускориться?

— Зачем?

— Чтобы чувствовать ритм жизни и связь с миром. В определенных местах Земли мир живет быстрее и опережает меня. Это скопления деятельности, какие-то пространства. Есть, конечно, те, в которых темп жизни медленнее, но равняться на них не стоит.

О карьере и стратегическом планировании

В 2000 году после первого курса университета я осознал, что нужно не просто учиться, но начинать работать, чтобы войти в бизнес-сообщество города и найти, выражаясь распространенным штампом, «хорошую работу по специальности». Пошли с товарищем в Центр занятости, спрашиваем, мол, что есть? Говорят, вот курьер — доставлять бизнес-справочники по компаниям. Поработали. Но в это же время открылся проект «Центр корпоративного предпринимательства Владивостока» (ЦКПВ), который, в общем, стал моим хорошим шансом для построения карьеры. Ряд владивостокских предпринимателей и экспертов создали образовательную площадку, где сами и учили: проводили мастер-классы, давали возможность стажироваться у них в компаниях, при этом решая реальные задачи, а не просто подготовливая отчеты о практике. В ЦКПВ я начал с участия в организации образовательных курсов, потом было исследование спроса предприятий Приморья на инновации и многое другое.

В 2004 году еще во время учебы на последнем курсе университета, когда в ВМТП создали дирекцию по стратегическому развитию, я успешно показал себя на собеседовании и стал специалистом этого подразделения. Мне тогда было 22 года. Позже прошел все должности в рамках дирекции, а в 2008 году был назначен генеральным директором «ПортКонтракта» — дочернего предприятия ОАО «ВМТП» по управлению коммерческой недвижимостью порта.

Хотя, по-моему, это не типично для сегодняшних молодых людей, начать карьеру на одном предприятии и работать там продолжительное время. Но нужно сказать, что во Владивостоке корпоративная культура ВМТП — одна из самых развитых.

Как только пришел в порт, стало очевидно, насколько сложно воспринималось работниками само понятие «стратегическое планирование». У нас с коллегами было подобное предчувствие, поэтому большое значение мы придавали внутреннему PR, разъясняя коллективу суть стоящих перед нами задач и их значимость для деятельности предприятия. В том числе, первыми начали публиковать во внутренней сети регулярные отчеты о результатах своей деятельности. Например, одной из задач подразделения было сформулировать имеющееся у акционеров представление о перспективах компании в виде структурированного документа «Стратегия развития ОАО «ВМТП» до 2015 года» для того, чтобы менеджмент понимал требования и задачи развития.

Другой функцией дирекции по стратегическому развитию была координация процесса развития и его контроль — обеспечение прозрачности выполнения поставленных задач и соблюдение приоритетов. Выполняли, применяя инструменты проектного управления: разработали и внедрили соответствующую систему управления проектами. В том числе благодаря деятельности нашего подразделения, когда в 2007 году у порта появились и московские акционеры из FESCO, широко использовавшие соответствующие управленческие технологии, ВМТП был готов принять подобные стандарты работы.

Владивостокский морской торговый порт был основан в 1897 году. В настоящее время ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП) является самой крупной стивидорной компанией порта Владивосток, являясь одним из основных транспортных узлов в транспортной структуре Дальнего Востока. Входит в транспортную группу FESCO. 

О работе в «ПортКонтракте»

Поработав директором по стратегическому развитию, я прислушался к мнению руководства ВМТП и в 2008 году занял должность генерального директора, вновь созданной компании «ПортКонтракт». В порту достаточно сильны внутрикорпоративные традиции кадровой ротации: важно, чтобы люди имели разнообразный опыт, в том числе опыт хозяйственной деятельности. Одно дело, когда ты занимаешься цифрами и планами, а другое — непосредственная ответственность за персонал компании, результаты ее работы, удовлетворенность клиентов и финансовые показатели. В данном случае ты — первое лицо, последняя инстанция и центр принятия решений. Подобная работа — это большой коммуникативный опыт с разными людьми.

Мы управляем арендными площадями и занимаемся технической эксплуатацией объектов недвижимости, их инженерных систем. В «ПортКонтракте» я начал работать в кризисное время, когда арендаторы съезжали, и мы долгое время искали им замену. Новых клиентов почти не было, каждый новый договор аренды был своеобразной победой, зато я приобрел хороший опыт, который в настоящий момент не дает почивать на лаврах. Хотя сейчас все иначе — рынок на подъеме.

ООО «ПортКонтракт» — дочерняя компания ОАО «ВМТП», специализирующаяся на управлении объектами недвижимости ОАО «ВМТП» и предоставлении на их базе дополнительных услуг, была создана в 2008 году.

На новой должности постоянно приходилось что-то объяснять и аргументировать людям. Здесь, наверное, помогает то, что я не импульсивный человек и считаю, что все можно урегулировать спокойно, взвесив все точки зрения. Но, конечно, это только, если вы хотите работать дальше с этими людьми.

Об интернациональном Владивостоке

Как человек, имеющий опыт работы в сфере стратегического планирования, я знаю, что у Владивостока есть план развития до 2020 года, который включает в себя интересы разных секторов производственных сил города. Порт — один из них, поэтому разработчики плана приходили и к нам в 2007 году. В последующие годы программу развития несколько раз перерабатывали, а в прошлом году — утвердили окончательно. В данном документе Владивосток во многом рассматривается как транспортный и логистический центр.

С точки зрения содержания целей развития города, я считаю, что приморская столица должна больше развивать свою интернациональную направленность. Благодаря саммиту АТЭС, это отчасти сейчас и происходит. Нужно расшифровать для горожан значение саммита, то, что он для них мог бы значить, кроме большой стройки. Важно было бы совместить происходящие события с городским контекстом, неформально подведя итоги саммита и сделав план пост-мероприятий для Владивостока.

В настоящее время нужно сделать городскую среду для иностранных гостей Владивостока максимально удобной, хотя бы с точки зрения информации: карты, схемы, указатели, буклеты. Сам планирую внести в этот аспект небольшую лепту. Главное, правильно использовать маркетинговые инструменты, работать с горожанами как с жителями туристической столицы региона, чтобы прежде всего они осознавали свой город как международный центр.

О перспективных направлениях для молодежи

Мне кажется, молодежь, а в особенности студенты, в силу своего возраста должны понимать больше, чем многие из тех, кто, повзрослев, сузил горизонт своего мировосприятия. Перспективы есть, главное их видеть. И услышать тех, кто в силу жизненного опыта указывает на них. Например, перед нашим интервью смотрел на вашем сайте раздел, в котором эксперты говорят о Владивостоке и его возможностях. Думаю, что стоит доверять таким людям и пользоваться их подсказками.

Сейчас активно будет развиваться логистическая и нефтегазовая отрасли, я бы советовал молодым людям, если они планируют связать свою жизнь и деятельность с этой территорией, смотреть в том числе и в эту сторону. Важно интересоваться жизнью Азиатско-Тихоокеанского региона: знать два языка — английский и один из восточных, в целом понимать про экономику, культуру, население и географию стран-соседей. Хорошо бы разбираться в технологиях управления и иметь управленческую подготовку. И последнее — изучить и понимать какую-то предметную область, близкую к перспективам регионального развития (для начала можно посмотреть утвержденную стратегию развития Приморского края до 2025 года).

О ДВФУ и системе обучения управлению

Если говорить про Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), то, касаясь сферы подготовки управленцев, к которым я себя отношу, — нужно развивать содержательную часть. На данный момент, насколько знаю, изменения в части массовой подготовки управленцев не носят содержательного свойства. Технология подготовки студентов и образовательная программа, в целом, осталась прежней. По-моему, произошли только административные изменения.

Подготовка менеджеров сейчас, по большей части, опирается на лекционный формат, и при этом необходимо еще посмотреть, насколько современны передаваемые знания и качество преподавания. Я за то, чтобы у менеджеров, как и у медиков, существовало нечто сродни обязательной ординатуры, которая адаптирует молодого человека к профессии. Только не после пятого курса, а начиная со второго или третьего. С одной стороны, это будет провоцировать интерес студента к знаниям, с другой — к выпуску мы получим более или менее готового специалиста.

Но давать оценку — это одно, другое — перейти от слов к делу. В этой части мы с товарищами планируем разработать и уже в этом осеннем семестре провести для одной из групп студентов-менеджеров курс, чтобы на своем примере показать, как мы — участники рынка и работодатели — видим процесс подготовки управленцев.

В «ПортКонтракте» мы стараемся брать студентов на практику, где они работают над рядом задач, разгружая штатных сотрудников. Одна из практиканток, закончившая профильную специальность как раз в ДВФУ, в этом году уже пришла к нам на постоянную работу.


Текст: Елена Белова. Фото: Елена Белова, Vita, portkontrakt.com, vmtp.ru

Orphus system