Свое дело: Light Apps Project Давида Цомаева и Павла Емелина

В 2012 году пятикурсники ДВФУ Давид Цомаев и Павел Емелин открыли во Владивостоке Light Apps Project — компанию по разработке мобильных приложений. Одной из первых работ стало приложение для кондитерского дома «Тортония».


 

Павел Емелин, 20 лет

Учится на пятом курсе Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) по специальности «Экология»

 

Давид Цомаев, 21 год

Учится на пятом курсе Дальневосточного федерального университета по специальности «Экономика и менеджмент»

► В 2012 году стали учредителями компании по разработке мобильных приложений Light Apps Project. Первое приложение Light Apps Project сделали для компании «Тортония», создав мобильный сервис по заказу кондитерских изделий. В настоящее время идут разработка сервиса для одной из ювелирных компаний Владивостока и переговоры с потенциальными инвесторами.►


— Насколько перспективно во Владивостоке заниматься разработкой мобильных приложений?

Павел Емелин: Ни для кого не секрет, что Владивосток, хотя и очень современный город, но все же в некоторых направлениях отстает от наших «северной» и «нерезиновой» столиц. В западной части России мобильные приложения набирают все большую популярность как многофункциональный инструмент бизнеса. В начале февраля 2012 года Давид летал в Гонконг и за несколько дней до этого довольно спонтанно предложил мне идею подобного бизнеса.

Давид Цомаев: В Гонконге я увидел массу примеров применения приложений. Даже сложно будет перечислить. В какую сферу услуг не посмотришь —  везде мобильные сервисы для смартфонов. Когда я вернулся, у нас были обсуждения по поводу того, какие приложения можно выпускать, как начать деятельность и с какими компаниями работать. Но нам обоим пришлась по душе эта идея.


Среднее число смартфонов и планшетов «яблочного» производства во Владивостоке, по различным оценкам, уже достигает 80—100 тысяч штук.


Павел: За сравнительно короткий срок от фразы «А что если заняться приложениями?» мы дошли до плана деятельности и начали изучать рынок. Продумывали маркетинговые стратегии, делали обзоры реально работающих западных компаний. И, естественно, начали искать среди знакомых, кто мог бы стать нашими разработчиками.

 

Мобильное приложение для кондитерского дома «Тортония» представляет собой интернет-магазин для владельцев iPhone и iPad, которым не требуется подключение к интернету. После того как потребитель выбрал продукцию, его телефон автоматически отправляет смс-сообщение напрямую менеджеру «Тортонии».

 

— Что вы думаете о вашей потенциальной аудитории во Владивостоке, насколько она многочисленна?

ДАВИД: Количество пользователей смартфонов и планшетов от Apple во Владивостоке растет с каждым годом. В последнее время ритейлеры стали снижать свои наценки за транспортировку, закупая технику большими партиями. Поэтому цена на iPhone и iPad сейчас довольно адекватная, и все больше потребителей со средним уровнем дохода может их себе позволить.

ПАВЕЛ: Достаточно обратить внимание на людей в общественных местах. Сейчас стало нормой в свободную минуту уткнуться носом в телефон и «серфить» по интернету, переписываться с друзьями через мессенджеры и социальные сети, смотреть клипы на Youtube. И все чаще и чаще мы видим в руках людей iPhone. 

ДАВИД: Сложно сказать точные цифры, особенно учитывая теневой рынок техники у нелицензированных Apple продавцов, а также отсутствие статистических выкладок многих крупных компаний в открытом доступе. Но среднее число смартфонов и планшетов «яблочного» производства во Владивостоке, по различным оценкам, уже достигает 80—100 тысяч штук.

— Насколько готовы местные компании к разработке собственного приложения и пониманию того, что оно им необходимо?

Павел: Еще недавно можно было по пальцам пересчитать количество компаний, у которых был собственный сайт. Сейчас все изменилось, ведь иначе клиенты и потребители просто не воспримут информацию, которую до них хотят донести. Это отличительные черты нашего информационного поколения.

Давид: Взаимодействие информации с потребителем постоянно совершенствуется, особенно в рекламной деятельности. Веб-сайтов часто уже недостаточно для многих интерактивных функций. Мобильные приложения в этом плане становятся нормой, в Европе подобные сервисы — один из обязательных инструментов маркетинга крупных компаний. Для России во многом пока это просто модная тенденция. Но, при создании качественных приложений и подготовки потребителя к этому типу информационного источника, мобильные сервисы действительно будут увеличивать продажи.

Павел: Местные предприниматели пока слабо понимают степень пользы собственного мобильного приложения. Но есть компании, владельцы которых постоянно обмениваются опытом с западными коллегами, посещают форумы и семинары. Подобные люди и являются нашими клиентами, а зачастую и партнерами.

— Как построена работа в команде? Кто за что отвечает?

Павел: Наша команда — основная «фишка» Light Apps Project. У нас качественное разделение обязанностей. Если большая часть подобных компаний состоят только из программистов, то мы же с Давидом, наоборот, сами программистами не являемся. Это очень полезно, потому что есть время и возможность креативно мыслить, разрабатывая индивидуальные проекты и коммерческие предложения, не забивая голову техническими деталями.

Давид: Но, естественно, нам приходится вникать в техническую сторону разработок. Разделение обязанностей полезно еще и тем, что мы полностью ограждаем наших программистов, верстальщиков и дизайнеров от деятельности, связанной с поиском клиентов, разработкой предложений, проведением переговоров и сделок. Наша с Павлом задача — довести процесс взаимодействия с заказчиком до составления, понятного обеим сторонам, технического задания.


Бизнес-инкубатор будет реально эффективным инструментом, когда люди станут приходить туда с конкретными идеями и планом их реализации. 


— Вы имели отношение к бизнес-инкубатору ДВФУ, чем для вас это было полезно?

Давид: В отношении бизнес-инкубатора ДВФУ вам лучше сделать отдельное интервью, причем не с нами. Хотя мы и являемся официальными резидентами первого потока. Несомненно, что бизнес-инкубатор — довольно полезная организация. Но лично нам сложно судить о его эффективности, потому что Light Apps Project не требовались рабочие места и курирование проекта по части разработки бизнес-плана. Мы уже пришли туда с идеей и средствами реализации.

Павел: Мы получили хорошие консультации по ряду вопросов и наработали некоторые полезные контакты. Бизнес-инкубатор будет реально эффективным инструментом, когда люди станут приходить туда с конкретными идеями и планом их реализации. Но важно помнить, что бизнесу можно научиться, только реально занимаясь подобной деятельностью.

Давид: Вы не создадите еще один Google или Facebook, просто посетив бизнес-инкубатор. А если потенциально способны на это, то пробьетесь и самостоятельно. В ДВФУ можно собрать проектную команду, проработать концепцию и получить критический взгляд специалистов. Это довольно полезно для начинающих с хорошей идеей, но полным отсутствием видения, как ее воплотить в жизнь.

Павел Емелин: «Совсем недавно услышали про проект "Твой Владивосток". Возможно, это неплохое приложение, но в силу попыток охватить "все, что можно" в этом городе, я сомневаюсь в его качестве».

— Что можете сказать о местных разработчиках мобильных приложений?

Павел: Я недавно был на презентации игры Sly Fox от студии дизайна «Черный лис». Но у ребят совершенно другой тип деятельности, хотя и в нашей сфере. Они могли бы находиться в любой точке мира и создать абсолютно ту же самую игру. Их не интересует сфера коммерческих приложений, которые разрабатываются под компанию-заказчика.

Давид: Мы занимаемся именно владивостокскими компаниями. В отличие от разработчиков игр, у нас другие принципы организации работы, другие сроки и доходы. Работая для местного рынка, мы заинтересованы в развитии качественных сервисов для жителей приморской столицы.

Павел: Правда, совсем недавно услышали про проект «Твой Владивосток». Возможно, это неплохое приложение, но, в силу попыток охватить «все, что можно» в этом городе, я сомневаюсь в его качестве.

Давид: И вообще, зачем эта девушка из Питера решила сделать еще один «ДубльГИС», мне не понятно. Подобные приложения, которые носят «общий» характер, используются все реже и реже.

— Какие приложения вы считаете сейчас самыми интересными на рынке?

ДАВИД: Skype, WhatsApp, Instagram, dJay и, конечно, «Тортония» (улыбается).

ПАВЕЛ: Нам в силу работы из-за большого количества коммуникаций необходимы подобные программы. Ну и Давид любит в свободное время замиксовать что-нибудь в машине.

ДАВИД: А каталог «Тортонии» – просто хороший пример нашей работы. И торты вкусные.

Игра Sly Fox от студии дизайна «Черный лис»


Light Apps Project занимается именно владивостокскими компаниями. Работая для местного рынка, мы заинтересованы в развитии качественных сервисов для жителей приморской столицы.


— Перспективы Light Apps Project, как планируете развиваться?

Давид: В данный момент перед нами стоит ряд сложных задач. Нам практически нужно создать рынок и ввести моду на мобильные сервисы у местных компаний. Также мы с Пашей придумали несколько кардинально новых проектов, которые будут полезны для жителей и для гостей Владивостока.
 
Павел: Мы планируем собственную деятельность в области туристических и общественных сервисов, но пока не готовы придать это официальной огласке.

— Пройдет ли когда-нибудь «ябломания»?

Давид: Я американские зеленые яблоки с детства люблю.

Павел: Поддерживаю. А вот что касается техники Apple, то тут явление «ябломании» само по себе довольно спорно. На нашем рынке эти продукты сравнительно недавно. Мы, как жители Дальнего Востока, слишком привыкли к наличию сугубо азиатских брендов. Но качество многих товаров в последнее время стало довольно низким, причем искусственно, что направлено на увеличение продаж дешевых моделей. А вот устройства Apple такой черты не имеют.

Давид: Если iPhone в стену не кидать, то с ним ничего не случится. А вот у других компаний техника среднего ценового диапазона любит выходить из строя «просто так». Причем, по закону Мерфи, как раз через пару дней после окончания срока гарантии. Прибавьте теперь к качеству конкурентоспособные цены, и спрос на Apple неизбежно увеличивается. Сначала было модно, поскольку продукция компании была эксклюзивом. Сейчас покупают, потому что это уровень качества.

Павел: А если добавить к этому эффективную рекламу и позиционирование бренда, то вот и весь «яблочный» бум.


Текст: Елена Белова. Фото: Митя Кузьменко, promo, primmarketing.ru

Orphus system