История успеха: Дмитрий Царев и компания «Шинтоп»

 

Учредитель торговой сети «Шинтоп» рассказал «Владивостоку-3000» про свою учебу в ДВВИМУ, покупку первой машины, про неожиданные решения и про бизнес-лагерь для молодежи.

Дмитрий Царев, 39 лет, учредитель торговой сети «Шинтоп».

Женат, четверо детей. Родился в Уфе в семье медсестры и специалиста ТИНРО. Окончил ДВВИМУ по специальности «радиоинженер». В 1998 году основал компанию «Востокшинторг», которая под брендом «Шинтоп» стала одним из лидеров по продажам автошин и автотоваров в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока. В 2011 году создал фонд поддержки гражданских инициатив «Русь». В прошлом году участвовал в выборах в Законодательное собрание Приморского края.

Про поступление в ДВВИМУ

Не верил, что поступлю в ДВВИМУ на радиоинженера — после жизни в деревне было ощущение собственной ущербности. Казалось, что в городе живут и учатся более умные люди, а в ДВВИМУ (сейчас МГУ имени Невельского) поступают только лучшие из лучших или по блату. Образование там было очень престижным — возможность попасть в «загранку» имели только моряки и дипломаты, и был конкурс пятнадцать человек на место. Я начал готовиться дома по физике и математике с задачниками, чтобы поступать самостоятельно. Вначале все было непонятно: опускались руки, не знал, с какой стороны подступиться. После того, как разбираешь ряд задач и понимаешь, что они типовые — появляется уверенность. Полтора месяца фанатично готовился, а на самом экзамене решил все за двадцать минут. 

Про опыт с блохами

Позже я понял, что мои сокурсники были возможно эрудированнее, но оказались слабее в плане жизненной силы и пробивной энергии. Не стоит возводить себе воздушных замков и считать, что другие лучше тебя. Молодые люди сейчас сами ставят себе внутренние барьеры, не решаясь делать что-либо весомое. Думают, что не могут стать великими предпринимателями, так как все деньги заработаны, или великими учеными, так как все открытия уже сделаны, великими художниками и прочее. Как в опыте с блохами, помните?

Про школу жизни

ДВВИМУ — это школа жизни, умение договариваться, решать разные ситуации и взаимодействовать в коллективе. Например, я никогда не стоял в очередях. Представьте себе: сто курсантов, целый день простоишь и голодным останешься. Пришло понимание, что если будешь делать как все, то и получишь то же, что и все. Иногда приходилось драться — все это укрепляло, заставляло двигаться дальше.

Про первую машину

Во время учебы была цель привезти себе машину из Японии. Получилось не с первого раза, конечно, но я купил за 250 долларов белую Toyota Camry 1982 года. Ржавую, но свою, в мои 20 лет. В девяностые годы машина была хорошим активом, тогда на нее даже квартиры меняли. Были конечно затраты, связанные с техническим обслуживанием, но одного не отнимешь — с появлением машины ты становился более востребован. Например, меня сразу пригласили в «Марс» торговым представителем. 

Первой моей неофициальной работой была торговля в ларьке по ночам.  Лихие годы, бандитизм, дефицит, а у тебя гора водки. И ты стоишь, думаешь о том, как все это сохранить. Я сейчас думаю, что меня внешние силы будто воспитывали, направляя в разные сферы жизни.

Про начало бизнеса

После заграничных поездок я понял, что романтики в работе моряка гораздо меньше, чем раньше представлял, и отошел от этого. Тогда начался свой небольшой бизнес — мы продавали ковры, черную икру, а в 1995 году стали заниматься шинами. После того, как мы модифицировали мою «камри», вытащив задние сиденья, туда помещалось три комплекта автошин, которые мы покупали в Ливадии, а потом продавали на «Зеленом углу». В тот момент приходилось занимать деньги для развития бизнеса под 10 % в месяц в валюте, нужно было быстро крутиться и работать, чтобы их отдать. Желания шиковать не появлялось, делали бизнес ради бизнеса. Понимали, что если сейчас забрать деньги из дела ради развлечений, то это будет шаг назад. Вообще, успех идет из спортивной злости и желания быть первыми. Например, когда мы пришли на рынок автошин, где уже были «1000 размеров» и другие крупные компании, эти факторы и сыграли — мы хотели победить.

Про мировоззрение и профессора Преображенского

Когда окунаешься в предпринимательство, и появляются подчиненные, то понимаешь — знаний не хватает, и необходимо целостное понимание системы. Я пошел в Институт повышения квалификации ДВГУ на «менеджемент», но потом перевелся на «финансы и кредит». В этот период я познакомился с Борисом Владимировичем Преображенским, который сыграл существенную роль в моем мировоззрении. Я помню, как на естествознании он отошел за кафедру, чтобы его не было видно, и кинул мокрую тряпку, которая прилипла к доске. Преображенский начал говорить о том, что по закону тяготения вы должны были ответить, мол, доска притягивает тряпку, но ведь ее кинул я, хотя вы меня и не видели.  Это был пример, который перевернул мое сознание и заставил думать — иногда все бывает не так, как нам говорят. Я стал увереннее смотреть на вещи с разных сторон, в том числе и в бизнесе.

Я хотел бы, чтобы мои дети остались жить в России, в культурной среде, которая сохранила свои исконные корни.

Про неожиданные решения

Важно предпринимать такие шаги, которые кажутся окружающим неочевидными или даже глупыми. К примеру, когда мы в 1999 году привезли российские автошины под брендом Matador во Владивосток, наши конкуренты смеялись над нами. До кризиса русские шины стоили 400 рублей, а японские — 500 рублей. Позже японские шины подорожали в четыре раза, а у русских цена поднялась всего на 100-200 рублей. Из-за огромного дисбаланса в цене люди начали покупать наши шины, причем были те, кому они особенно приглянулись, благодаря своей «неубиваемости» и износостойкости. Мы очень хорошо на них заработали, а конкуренты очнулись только через два года. Когда мы открыли первые автомаркеты «Красное колесо», — тогда конкуренты также среагировали через пару лет, и произошел бум автомаркетов.

Карта торговой сети «Шинтоп». Сейчас компания располагает сетью из 47 автомаркетов, объединенных единым брендом, логистикой и стандартами обслуживания в 25 городах России.

Про название «Шинтоп»

«Востокшинторг» открылся в 1998 году, название тогда было очень удобным: оно могло сойти за название любой советской структуры, солидной и бюрократичной, и было малопривлекательным для бандитов и разных проверяющих. Позже появилась потребность сменить название на современное, которое будет больше соотвествовать деятельности. Тогда сотрудник компании Александр Холянов предложил название «Шинтоп», оказавшееся уникальным на рынке, которое мы и зарегистрировали в 2004 году. Хотя на сегодняшний день я понимаю, что возможно и это название не до конца соответствует концепции, так как наш бизнес сегодня — это комплексное обслуживание автомобилистов, продажа автотоваров, замена масла и авторемонт.

Про выборы

Если я не буду участвовать в политической жизни, то тогда должен согласиться с тем, что меня все устраивает — мириться с дорогами и бардаком, неудобствами, которые мешают жить. Для меня это трибуна, возможность высказывать свою точку зрения. Я уверен, что в политике есть много порядочных людей, которые хотят сделать хорошее для своей страны.


«На службу не напрашивайся, от службы не отказывайся», — если пригласят, то буду участвовать в выборах и второй раз.

Про фонд «Русь»

Фонд поддержки гражданских инициатив «Русь» был создан для того, чтобы организовать систему работы с теми социальными проектами, с которыми люди обращаются в компанию «Шинтоп». Мне не импонирует помощь бедным и несчастным, потому что все это следствие той системы, в которой мы живем. К примеру, аварийность и смертность на дорогах — следствие нашей системы управления, в первую очередь, и помогать пострадавшим в этом случае не хватит никаких денег. Задача другая: что придумать для снижения аварийности.

Фонд «Русь» заинтересован искать тех людей, которые уже делают социальные проекты, а наша поддержка поможет им это продолжать. Например, как отряд «Авиапоиск» Ярослава Ливанского. 

«Я бы порекомендовал молодым людям посмотреть старый советский мультфильм про Буратино и прочесть Редьярда Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». Это истории успеха и становления личности, веры в свои силы и отсутствия страха».

Например, я понимаю, что именно те молодые люди, которым сейчас 18-25 лет, в будущем придут к власти. И какое у них будет отношение  к стране, так мы и будем жить. Поэтому одна из задач фонда — инвестировать в молодых людей, чтобы у них формировалось патриотическое мировоззрение. Кроме этого, необходимо развивать семейные ценности, так как ребенок формируется именно в семье. Еще один момент — это развитие исконно русской культурной среды.

Про молодежный бизнес-лагерь

Один из проектов фонда «Русь» — это бизнес-лагерь, который пройдет в начале июля на базе «Сидими» для молодых людей в возрасте 17-23 лет. Основная цель работы — погрузить участников в ту среду, которая позволит им быстро освоиться и понять, как работает система бизнеса. Ребята под руководством известных российских тренеров пройдут профессиональную школу жизни, которая учит каждого тому, как стать успешным. И наверное самое важное, что они смогут сделать первые шаги в бизнесе, причем в безопасной обстановке, без риска реальных потерь.

Текст: Елена Белова. Фото: из личного архива, shintop.ru, dvfu.ru, promo

Orphus system