Тихон Макаров: Если ты веришь, что ты режиссер — значит ты режиссер

Накануне премьеры своего кинофильма «Горячая линия» Тихон Макаров рассказал «Владивостоку-3000» о том, как режиссеру-дебютанту из Владивостока попасть на Каннский фестиваль, о фарм-клубах и питчинге, и об авторском проекте «Кинокурс».

— Сейчас любому человеку очень просто взять камеру и начать снимать кино. 

—  Мы живем в абсолютно сумасшедшую информационную эру — сейчас любой человек без образования в считанные месяцы может освоить профессию и сделать проект на хорошем уровне, неважно в кино, литературе или музыке. Парадокс современности, мы вынуждены говорить о людях, которые приходят в профессию, ей не владея. Сейчас это во всех видах деятельности: журналисты — не журналисты, писатели — не писатели, поэты — не поэты, режиссеры — не режиссеры. Есть ли в этом угроза для искусства? Я считаю — нет, потому что в эпоху социальных сетей люди ценят не столько недостижимых кумиров, вроде Джонни Деппа, сколько близких им по духу звезд Youtube с миллионами подписчиков. И эти «звезды социальных сетей», несмотря на популярность, крайне редко доходят со своими работами до профессионального  уровня.

Не обязательно быть фотографом, чтобы делать хорошие фотографии, не обязательно быть режиссером, чтобы снимать фильмы. И в этом смысле кино развивается быстрее всех, потому что язык кинематографа — самый актуальный и понятный. Я вообще считаю, что кино — это уникальное искусство, основанное на эклектике: здесь и фотография, и театр, и художественное творчество.


В рамках премьеры «Горячей линии» Тихон Макаров начнет свою пресс-конференцию с ответа на самый интересный вопрос от читателей «Владивостока-3000»


Фарм-клуб (англ. Farm team) — команда (как правило, по игровому виду спорта), являющаяся «резервной» для более именитого клуба. Фарм-клубы часто используются для «обкатки» молодых игроков и для получения игровой практики спортсменам, не проходящим в основной состав и вынужденным из-за этого сидеть на скамейке запасных.

— Какие из последних событий, которые касаются кино во Владивостоке, вас эмоционально затронули?

— Очень жаль, что никто не написал про независимый фестиваль «Мое кино», который недавно состоялся в нашем городе. А ведь он проходит уже второй год, и я считаю, что за такими событиями будущее. Например, в хоккее, а это один из самых технологически продвинутых видов спорта, существует проторенная дорога от ребенка пяти лет, не умеющего держать клюшку, до супер-звезды НХЛ. В данной ситуации человеку, который хочет стать хоккеистом, понятны все этапы роста. И для того, чтобы заиграть на высшем уровне, необязательно родиться сыном Сидни Кросби. В каждом большом городе есть фарм-клубы, которые служат площадкой развития новичка в профессионала.

Фестивали, подобные проекту «Мое кино», могут стать фарм-клубами для развития кино как во Владивостоке, так и во всей России. Они выполняют особую, уникальную функцию для формирования кинопроцесса, их необходимо поддерживать на всех возможных уровнях, а для этого необходим пиар, продвижение и взаимодействие с общественностью и прессой. Кроме того, если участников любительских, независимых фестивалей обучать, то через несколько лет они смогут представлять нашу страну на крупных кинофестивалях.

— «Меридианы Тихого»?

— Кинофестиваль «Меридианы Тихого» не может быть фарм-клубом по определению, так как является международным событием и показывает фильмы состоявшихся режиссёров. Программы «Сделано во Владивостоке» и «Кинопроба» — это скорее резервация, предложенная жителям Дальнего Востока как дань местному кинематографу, которого, к сожалению, нет.

— Хорошо, но фарм-клубов у нас на данный момент нет, что тогда делать в этой ситуации?

— Важно, чтобы во всех регионах России местные жители, не прибегая к помощи москвичей, могли самостоятельно готовить свои проекты не только для питчинга, но и для съемочного процесса, финального монтажа и выхода на экраны. Для этого у нас в стране должен появиться кинопроцесс. У меня есть авторский проект «Кинокурс», который я считаю уникальным. Если его реализовать в каждом регионе, то через 15 лет речь будет идти о том, чтобы выдавать голливудским фильмам квоты на показы в наших кинотеатрах, а не наоборот.

Питчинг (от англ. «pitch» — выставлять на продажу) — презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект. Впервые в России продюсерский питчинг состоялся в 2007 году в рамках фестиваля «Кинотавр».

Идея проекта в том, чтобы набрать и сформировать по региональному признаку три съемочные группы, составленные из начинающих операторов, режиссеров, сценаристов, которые за короткий период пройдут интенсивное обучение полному циклу кинопроизводства и снимут свои фильмы. В качестве дипломной работы каждая съемочная группа сделает короткометражный фильм, которые вместе образуют полный метр. И этот полный метр будет участвовать в международном кинофестивале, где молодые кинематографисты смогут о себе заявить. На этом проекте их совместная работа не закончится, после выпуска мы получим три слаженные съемочные группы, каждая из которых живет и работает в своем регионе.

Запустить пилот «Кинокурса» я хотел бы именно в Приморском крае, потому что вот уже который год на тему кино у нас ведутся различные спекуляции и, похоже, никто не собирается менять ситуацию к лучшему. Кино в городе держится на плечах нескольких энтузиастов, которых все хорошо знают. Это Сергей Боровков, Дмитрий Шевцов, Глеб Телешов.

 

Фильм «Отдел культуры»  участник внеконкурсной программы 64 Каннского кинофестиваля секции Short film corner. История из жизни рядового клерка отдела культуры странной правительственной организации, который пытается сделать мир лучше экстравагантным способом.

— Как складывается ваш путь? Что делать, по вашему мнению, молодым режиссерам из Владивостока?

— «Отдел Культуры» делали три человека — два актера и один оператор, съемки проходили один день и обошлись мне в тысячу рублей. Снимать пришлось на объектив, который стоит триста рублей, и фильм идет всего семь минут, но он попал на Каннский кинофестиваль. После этого меня заметили в Федеральном агентстве по делам молодежи и дали возможность реализовать серьезный проект — фильм «Горячая Линия», премьера которого состоится 10 мая во ВГУЭС. 

Мой опыт доказывает, что любой молодой человек, расположив к себе нескольких энтузиастов, может сделать свою дебютную работу и проложить себе дорогу в будущее. Даже на фестивале «Мое кино», где были показаны работы людей, которые, я уверен, никогда не думали о карьере кинематографистов, были материалы, которые можно подать во ВГИК в качестве творческого конкурса или показать на «Меридианах Тихого» в секции «Кинопроба», с которой начался и мой путь в кино. 

— Какие шансы попасть в программу крупных кинофестивалей есть у дебютантов? Стоит ли это делать?

— Можно вынести за скобки удаленность от федерального центра и снимать кино во Владивостоке, но если вы хотите развиваться, все равно нужно контактировать с мировым киносообществом – участвовать в крупных кинофестивалях, устанавливать контакты с российскими и зарубежными кинематографистами, которые всегда смогут помочь советом или делом. Когда мне предложили принять участие в Каннском кинофестивале, я отказывался подавать заявку, потому что думал – у меня нет шансов. Но стоило мне это сделать, как я получил шанс один на миллион и не преминул им воспользоваться. Кстати, чтобы отправить фильм на кинофестиваль, необходимо просто записать его на диск и отправить по почте.

Режиссерам-дебютантам я советую отправлять фильмы на «Берлинале» (февраль), «Кинотавр» (май) и в секцию Каннского кинофестиваля Short Film Corner (май). Из недавно завершившихся еще интересен фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» (апрель).

Топ-4 фильмов от Тихона Макарова
► «Кинолюбитель» (Кшиштоф Кислевский)
► «Вальсирующие» (Бертран Блие)
► «20 дней без войны» (Алексей Герман-старший)
► «Бессонница» (Кристофер Нолан)

В 2011 году я принял участие в международной школе Generation Campus, в которой стажировалось 64 кинематографиста из более чем 15 стран. Образовательный процесс был основан на питчинге и люди, которые при защите своих проектов были наиболее убедительны, получили реальные предложения от продюсеров по финансированию. Если вы чувствуете, что готовы сделать большой проект, то должны собрать пакет документов, отправиться на любой крупный фестиваль, где есть питчинг и представить его. Именно так появился независимый фильм «Мой папа — Барышников», авторы идеи которого были участниками питчинга «Кинотавра» всего лишь за год до выхода на экраны.


Базовый минимум для молодого режиссера:

 

Сидни Люмет «Как делается кино»

 Кшиштоф Кислевский «Шесть актеров в поисках режиссера»

Сергей Эйзенштейн «Монтаж»


Когда я показал свою первую работу одному из известных приморских кинематографистов, он сказал: «А может тебе не нужно кино заниматься, ведь не получается же?». Я запомнил эту фразу и пронесу ее через всю жизнь, чтобы — если мне, конечно, это удастся — получая награду на одном из крупных кинофестивалей, процитировать ее. Никогда не стоит слушать мнение других людей, даже если они считаются авторитетными в своей области. Если ты веришь, что ты режиссер — это значит что ты режиссер, неважно снимаешь ли ролики для Youtube или фильмы для Warner Bros.

— 10 мая пройдет премьера вашего первого серьезного проекта, какие мысли?

— Премьера «Горячей линии» — это очень волнительное событие. Это первый мой показ, на который придет больше ста человек. Самое страшное — выходить на сцену после фильма, потому что никогда не знаешь, как люди его оценили. Как только это станет возможно, я обязательно выложу «Горячую Линию» в интернет. На данный момент готов сценарий моего третьего фильма, на этот раз полнометражного. Я планирую начать съемку в этом году.

— Тихон Макаров — сноб?

— Уильям Теккерей утверждал, что никто не может быть уверен, что он не сноб. Но я с ним не согласен. 

Текст: Елена Белова. Фото: Елена Белова, promo, blogs.mcgill.casnimifilm.com

Orphus system