Георгий Урушадзе («Книгуру»): Большое спасибо Джоан Роулинг

Георгий Урушадзе говорит о конкурсе «Книгуру» как о последнем шансе детской и подростковой литературы и о том, что у нас никогда не было самой читающей страны.


«Книгуру» — всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества. Основными целями является не только поиск лучших текстов и обеспечение их доступности в регионах, но и создание легальной интернет-библиотеки для юных читателей. Любой подросток 10-16 лет может войти в жюри конкурса, зарегистрировавшись на книгуру.рф и начав читать книги-номинанты.

В конце сентября Владивосток посетили писатели-лауреаты конкурса «Книгуру»: Николай Назаркин, Эдуард Веркин, Аи Эн (Ирина Крестьева) и его организаторы — директор конкурса Георгий Урушадзе и литературный критик Ксения Молдавская. Целью путешествия стала не только презентация проекта «Книгуру» для детей и взрослых, но и семинар для специалистов библиотек и учителей-словесников «Книжная вселенная. Современные российские детские писатели».


Будем говорить честно, конкурсы создаются не от хорошей жизни. Они появляются как инструмент и последний шанс. «Книгуру» создан для того, чтобы стимулировать, во-первых, поиск, во-вторых, выбор лучших и, в-третьих, их продвижение. Сейчас средний тираж книги в России — около 3 000 экземпляров на 150 миллионов читателей. Книги не доходят даже до Подмосковья, не говоря уже об отдаленных регионах страны. Поэтому новую литературу надо искать и продвигать. С помощью «Книгуру» читатели совершили открытие: оказывается, современных отличных детских писателей много, и они пишут прекрасные книги!

«Книгуру» — конкурс нового поколения: тексты принимаются и рассматриваются в электронном виде, а право окончательного выбора остается за детьми и подростками. Можно и просто читать, не голосуя. И библиотеку «Книгуру» на сайте уже прочитали дети из всех регионов России и ста стран мира. У нас нет ограничений на прием недавно изданных книг, но чаще всего нам приходят рукописи. Пока эти книги выпустят, пока доставят в магазины (если доставят), дети уже и вырастут. В электронном же виде молодые читатели смогут прочитать произведения гораздо раньше. Но исключительно в электронном виде книги не останутся.


Издательства-партнеры конкурса «Книгуру»

 

Издательство «Время»

Издательство «ДЕТГИЗ»

«Издательский Дом Мещерякова»


У нас есть партнеры-издательства, которые выпускают наших лауреатов и финалистов, — «Время», «Детгиз», «Издательский Дом Мещерякова». А замечательные дальневосточные библиотеки, в которых работают настоящие энтузиасты, идут еще дальше. Понимая, что ребенку с экрана читать может быть трудно, они распечатывают тексты с сайта, придумывают обложки. Библиотеки и конкурсы сейчас — мотор продвижения хорошей литературы.

Раньше у книги почти не было конкурентов, а сейчас — компьютер, кино, игры. Конкуренция идет за свободное время. Но текст — это основа всего, без него не будет ни кино, ни спектакля, ни даже игр. И современных героев нам придумывают писатели, они же создают реальность.

 

«В детстве читал очень много (рекорд — пятьсот страниц за день), и сейчас книг пять читаю одновременно. Я люблю книги, и мне по большому счету неважно, читаю с экрана или на бумаге». 

Вероятно, будущее подростковой литературы за электронной книгой: в произведениях такого формата может быть интерактив или игра, можно встраивать словари, в каких-то случаях читатель сам сможет определить варианты финала, есть разнообразные варианты оформления. Но не надо останавливаться на форме, необходимо о думать о содержании и поддержке тех, кто его создает. Конечно, я понимаю тех, кто любит «бумажные» книги и бережет их, собирая библиотеку. И к этому образу жизни надо относиться с уважением.

Большое спасибо Джоан Роулинг. Как бы к ней не относились, как бы ее не ругали, но масса подростков стала читать именно после того, как вышли книги о Гарри Поттере. Часто именно кино помогает вернуться к первоисточнику. Например, когда выходит сериал по Достоевскому, издатели выпускают книги с лицами актеров на обложке (называется «ки-арт»). И это работает, люди покупают. Книжникам надо использовать шоу-бизнес в своих интересах, а не ругать его.

Иллюстрация из группы «Книгуру» ВКонтакте

Сейчас становятся популярными новые детские писатели. Школьники зачитываются книжками предыдущего победителя второго сезона Эдуарда Веркина. И здесь уже никто не может сказать, что детям нечего читать: заходите на сайт книгуру.рф и читайте, не любите читать с экрана —  распечатайте, а не любите разрозненные листы — дождитесь, пока выйдет книжка. Лауреаты первого и второго сезона уже были опубликованы

У нас никогда не было самой читающей страны. Кто-то читает, кто-то смотрит телевизор — у каждого свой путь. Наше дело — предложить максимально качественный выбор текстов. Хорошо, если кому-то это поможет.

Координатор конкурса «Книгуру» Ксения Молдавская рассказывает о новых книгах для детей и подростков, вышедших летом и осенью 2011 года.

Мы заметили одну особенность: взрослые, выбирая книгу для ребенка, отдают предпочтение наиболее беспроблемной, «розовой» книге, где существует добрый мир и все вокруг хорошо. Если ребенок выбирает книгу сам для себя, он возьмет ту, где есть конфликт и проблема, потому что детям интересно, что на самом деле творится в мире и как им к этому подготовиться. 

Когда я в детстве услышал «дети умнее своих родителей», был сильно возмущен. Но это правда. Дети более информированы, подготовлены к изменениям и неожиданным ситуациям, потому и выбирают «острые» книжки. Их личный выбор важен и для писателей, которые благодаря подростковому голосованию на «Книгуру» понимают, что на самом деле волнует детей.


Текст: Ольга Продан. Фото: Алексей Зайцев, книгуру.рф, idmkniga.ru, detgiz.spb.ru, vk.com/club29690692

Orphus system