Проект: Поэробика Спартака Голикова

Спартак Голиков, организатор поэтических вечеров «Поэробика», рассказал «Владивостоку-3000» о том, почему он не ставит целью возрождать «Чтиво», о литературных клубах города и графоманстве, о современной русской поэзии и рэпе.

Спартак Голиков, 30 лет. Окончил ДВГУ по специальности «филология». Работает копирайтером в одном из рекламных агентств Владивостока. Читает свои стихотворения в манере «фарш-нойза», воздействуя на зрителя при помощи поэзии и антигуманных звуков синтезатора Yamaha CS-15. С февраля 2012 года начал организовывать поэтические вечера «Рифмотека» и «Поэробика» в кафе «Финт ушами». В последней «Поэробике», которая прошла 7 июля 2012 года, приняло участие 13 поэтов.

Время выступления одного поэта на «Поэробике» — до 7 минут

О слове «Поэробика»

Слово «Поэробика» прекрасно своей неоднозначностью, в нем каждый слышит свое. Но я вкладывал в это название только призыв к активности, для поддержания хорошей поэтической формы. По сути единственное правило «Поэробики» — читать только свои стихотворения. Я не поклонник художественного чтения.

О простых истинах

Когда устраивал первый поэтический вечер «Рифмотека», то не надеялся, что у моей затеи будет продолжение. Но меня поразило количество людей, которые в ледяной февральский вечер пришли слушать стихотворения. Причем подавляющее большинство не были моими знакомыми или знакомыми поэтов. Они пришли не потому, что поэзия — это модно или статусно. 

По-моему, все гораздо проще: самые обычные люди, вопреки расхожему мнению, интересуются чем-то большим, чем «Дом-2», Стас Михайлов или trendy-party в ночном клубе. И эта простая истина меня сильно поразила — настолько, что я провожу «Поэробику» уже в третий раз. Более того, стало очевидно, что кафе «Финт ушами» уже не вмещает всех желающих приобщиться к поэзии.

О «Чтиве»

«Поэробика» не ставит целью возрождать «Чтиво». Разве что на уровне идеи добровольного объединения поэтов Владивостока, принадлежащих к разным поколениям и тусовкам. «Чтиво» — это лучшее, что происходило лет пять назад в литературной жизни Владивостока. Екатерина Раду сумела превратить, казалось бы, провальный проект опоэчивания столовой ДВГТУ в точку сборки для хороших владивостокских авторов. Выглядело все это действительно занятно. Люди, пришедшие в ночной клуб BSB выпить и поплясать под незатейливые мелодии RHCP, вынуждены были два часа слушать поэтов. Поэтому читать на «Чтиве» было сложно, но интересно. 

Об экспериментах на «Поэробике»

Мы начали оттуда, где «Чтиво» остановилось, и уже сделали несколько шагов вперед. На прошедшей встрече «Поэробика. Делай два!» мы попробовали скрестить слова и музыку. Получился, честно говоря, «Франкенштейн на колесиках», но, с другой стороны, нам стало понятно, что мы упустили и где не дожали. Главное, что выбранное направление интересно и музыкантам, и поэтам. Значит, будем двигаться дальше. Также в прошлый раз из-за накладок с оборудованием не получилась еще одна задумка — устроить скайп-мост с поэтами из других стран и городов. Хотя принять участие согласились ребята из Москвы, Питера, Новосибирска, Донецка, Одессы, Минска и Шанхая. На следующей «Поэробике» мы обязательно продолжим  экспериментировать, чтобы в меру сил влючить Владивосток в глобальное литературное пространство.

О литклубах Владивостока и графоманстве

В городе есть литературные объединения, которые существуют достаточно давно. Например, «Третья пятница» — олдскульный и оголтело графоманский литкружок, или «Серая лошадь», во времена своего расцвета объединявшая наиболее интересных поэтов Владивостока. Если формально все литклубы могут сильно отличаться, то по сути они похожи, хотя бы тем, что уже многие годы варятся в собственном соку, не предлагая ничего нового и интересного.

Мне не интересны литературные секты, поэтому задумывал «Поэробику» как событие, в котором может принять участие любой поэт, независимо от его уровня, возраста и стиля. Здесь изначально все на равных. Я считаю, это правильно, и не боюсь того, что наши литературные полдники превратятся в рассадник графоманов. Практика показывает, что делаю все верно: графоманы нас игнорируют, а вот новые поэты приходят каждый раз. Открытием позапрошлой «Поэробики» стал Андрей Чуприн с совершенно фантастическими стихами-песнями, в этот раз дебютировали сразу три наиболее интересных, на мой взгляд, поэта — Максим Будущев, Анастасия Лёвушкина и Даниил Шалыгин. На «Поэробику» приходят поэты, которым важна реакция живых людей на их стихи, а не признание своей мамы.

Любимые поэты Спартака Голикова:
•Иван Барков
•Константин Батюшков
•Александр Пушкин
•Велимир Хлебников
•Александр Введенский
•Николай Олейников
•Даниил Хармс
•Константин Вагинов
•Николай Заболоцкий
•Генрих Сапгир

О современной российской поэзии и рэпе

В России сейчас, безусловно, есть современная поэзия. Но, читая Веру Полозкову, создается впечатление, что русская поэзия — living dead. Просто надо понимать, что Вера Полозкова или Лев Оборин это если и современная поэзия, то явно не лучшая ее часть. Достаточно почитать авторов литературного сообщества «Полутона». На мой субъективный взгляд, в истории русской литературы из моих современников останутся, например, Василий Бородин и Анастасия Афанасьева.

Русский рэп — явление странное и противоречивое, здесь крайне редки по-настоящему интересные поэты. Против этого работают сами законы жанра, принуждающие бубнить бесконечные речитативы про шальные деньги, крепкую мужскую дружбу, нехитрые радости оргий и прокаченные тачки. Мне такие ребята интересны не больше, чем графоманы, с упоением рифмующие глаголы.

Интересны для меня те МС, кого волна абстрактного хип-хопа вынесла из мутных рэперских глубин на поверхность, например, Михаил Феничев. Показательно, что для широкой аудитории поклонников рэпа эти артисты — аутсайдеры. Очевидно, что у Феничева есть своя аудитория, которая имеет больше общего с теми, кто составляет свое мнение о литературном процессе, исходя из прочитанных книг, а не прослушанных альбомов. Именно для таких людей и устраивается «Поэробика». Вот Анатолий Филатов в последний раз вкусно, но мало зачитывал под примитивный бит поломанного Casio.


Чтобы принять участие в «Поэробике», нужно отправить заявку на spartagolik@yandex.ru


Текст: Наталья Родионова, Елена Белова. Фото: Анастасия Левушкина, promo, kinote.info

Orphus system